28 июня в Тургеневской библиотеке прошёл показ двух документальных фильмов – участников Международного кинофестиваля «Победили вместе» имени Владимира Меньшова. Мероприятие было организовано Евразийской академией телевидения и радио совместно с Ассамблеей народов Евразии при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
На кинопоказе были представлены фильмы Галины Калининой «Птицы в гнезде – до осени» и Владимира Сидоренко «Экспозиция войны». После просмотра каждого фильма у зрителей была возможность пообщаться с режиссёрами, задать интересующие вопросы, послушать об истории создания фильмов и о том, что осталось за кадром.
В фильме «Птицы в гнезде – до осени» разворачивается нелёгкая история ветерана войны, танкиста Ивана Тихоновича Кипы. В его жизни был и детский дом, и фронт, на который он пошёл, едва достигнув восемнадцати, и тяжёлое черепно-мозговое ранение, и не менее трудная жизнь после войны. «Всё, что происходило в государстве, не обошлось без меня. Я жил не для себя, - говорит герой фильма. - Мы за ним – как за стеной», - рассуждает, в свою очередь, режиссёр Галина Калинина. Рассказывая историю жизни ветерана войны от его детства вплоть до настоящего времени, проводя параллели между прошлым и настоящим, автор фильма затрагивает такие темы, как война, подвиг, семья, выбор жизненного пути и поиск себя.
Вместе с настоящим и прошлым Галина Калинина поднимает проблему будущего. «Фильм о будущем», - именно так она называет свою работу. «Я недавно прочла в интернете совершенно замечательную фразу, которая мне очень понравилась, - объяснила режиссёр после показала, – когда мы общаемся с людьми немолодого возраста, мы всегда смотрим на них как на прошлое и уходящее. И был такой совет: “Попробуйте посмотреть на этих людей как на людей из будущего. Так вы можете много нового для себя понять, открыть, по-другому посмотреть на них”. Когда я снимала, у меня не было этой мысли так явно, но мне показалось, что здесь есть очень большой смысл – смотреть на людей, которые сильно старше нас, не как на тех, кто уходит».
С позицией Галины Калининой согласилась и Лина Богатырь – директор Евразийской академии телевидения и радио и организатор киноклуба в Тургеневской библиотеке. Высоко оценив фильм, она отметила: «Меня тронуло то, что режиссёр, действительно, увидела в Иване Тихоновиче будущее. Мы говорим, что надо торопиться, потому что это уходящая натура. И я впервые услышала такую концепцию, что это не уходящая натура, что в них наше будущее, ведь они несут в себе зерно культуры, историю культуры, цивилизации, - а это включает в себя и историю войны».
Фильм Владимира Сидоренко «Экспозиция войны» рассказывает о судьбах фронтовых кинооператоров. Из 258 операторов каждый второй был тяжело ранен, а каждый пятый – убит. Войну снимали и опытные операторы, и вчерашние выпускники ВГИКа, для которых военные кадры стали дипломной работой. Они все столкнулись с одними и теми же трудностями. Чем заменить неудобные стационарные камеры? Что делать, если рука не поднимается снимать кровь, зверства, убитых детей и до предела изнеможденных голодом пленников Освенцима, среди которых девятнадцатилетние девушки были похожи на старух? Каким образом снимать так, чтобы не выдать военную тайну врагу? Как преодолеть самого себя?
Несмотря на страшные трудности, фронтовые кинооператоры смогли снять «вечное кино», такое, которое останется настоящей летописью Великой отечественной войны. Среди документальных фильмов, снятых за время войны, есть обладатель премии Оскар и участник Каннского кинофестиваля. «Только спасите плёнку!» - такими были последние слова многих убитых кинооператоров, могилами которых, по выражению историка кино Валерия Фомина, был вымощен весь путь советских солдат.
Фильм был снят с помощью историков кино и киноведов Валерия Фомина и Александра Дерябина. «Экспозиция войны» была признана «Лучшим телевизионным фильмом о культуре» в рамках XV Международного фестиваля имени Владимира Меньшова.
«Я всё-таки родился в Советском Союзе, у меня дед воевал, я знаю, что такое война. Для меня эта тема святая. Считаю, что надо об этом обязательно говорить», - ответил на вопросы зрителей после совместного просмотра фильма режиссёр Владимир Сидоренко.
«Киноплёнка – это свидетельство, живая история, документ эпохи, - сказала о фильме Лина Богатырь. — Это документ, по которому можно восстановить события и судить о них. Кинооператоры знали, на что шли. Это настоящие герои».
Василиса Филлипс-Похил.