Банк России впервые проанализировал рынок краудфандинга с начала его регулирования в 2020 году. За это время он показал высокие темпы роста: если в 2020 году объем привлеченных средств составил 7 млрд рублей, то в 2021 году почти в два раза больше — 13,8 млрд рублей.
Только за I квартал 2022 года через краудфандинговые платформы было инвестировано свыше 3 млрд рублей.
Как отмечается в обзоре, в 2021 году рынок краудфандинга показал активный рост по количеству компаний, получивших право заниматься этим бизнесом, объему сделок и охвату клиентской базы. Несмотря на новые вызовы, в I квартале 2022 года рынок продолжил развиваться. В настоящее время действует уже 61 оператор инвестиционных платформ.
Наиболее распространенным видом краудфандинга является краудлендинг — предоставление коллективных займов под финансирование проектов. Он привлекателен прежде всего для субъектов малого и среднего бизнеса, которым необходимо быстрое и кратковременное пополнение оборотных средств. На долю этого сегмента в 2021 году приходилось 64%, или 9,06 млрд рублей. В I квартале этого года было заимствовано 2,29 млрд рублей. Компании привлекали инвестиции под 15–35% годовых.
Второй вид краудфандинга — краудинвестинг. Это коллективное инвестирование в компании через покупку их ценных бумаг. В 2021 году эмитенты таким образом смогли привлечь 4,74 млрд рублей, за I квартал 2022 года — 1,06 млрд рублей.
В условиях уменьшения объемов рынка капитала и возможностей инвестирования для многих инвесторов и заемщиков краудфандинг становится новым и перспективным финансовым инструментом. Высокий уровень конкуренции на рынке способствует улучшению качества сервисов операторов инвестиционных платформ.
Рынок краудфандинга.
По состоянию на конец марта 2022 г. в реестр операторов инвестиционных платформ (ОИП) Банка России включено 59 организаций (прирост на 24 организации, или на 67% г / г), из которых деятельность не осуществляют 17 ОИП (28%) в связи с разработкой и тестированием программного обеспечения.
Инвестирование с использованием инвестиционных платформ в настоящее время возможно тремя способами:
- путем предоставления займов (краудлендинг);
- путем приобретения эмиссионных ценных бумаг (краудинвестинг);
- путем приобретения утилитарных цифровых прав (УЦП).
Темпы роста рынка краудфандинга в 2021 г. были выше, чем в 2020 г.: в 2021 г. объем привлеченных денежных средств увеличился на 97% (с 7 млрд до 13,8 млрд руб.), что в большей степени обусловлено притоком заемщиков – субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), наиболее пострадавших от пандемии Covid-19.
В начале 2022 г. объем рынка краудфандинга в стоимостном выражении сократился на 2,4 млрд руб., или на 42%, по сравнению с IV кварталом 2021 года. Согласно имеющейся информации, на 10 платформах произошло увеличение объема привлеченных денежных средств.
В начале марта 2022 г. восемь ОИП приостановили прием новых клиентов в ожидании определенности, но уже в апреле – мае 2022 г. четыре ОИП возобновили свою работу.
По итогам I квартала 2022 г. порядка 40% действующих ОИП получили положительный финансовый результат, 11% – околонулевой.
Краудлендинг.
Краудлендинг – это предоставление процентных займов под финансирование проектов, размещенных на инвестиционной платформе. В качестве инструмента для дополнительного финансирования он широко используется компаниями, которым необходимо быстрое и кратковременное пополнение оборотных средств, преимущественно субъектами МСП. Основная часть ОИП (18 из 30, осуществляющих деятельность в сфере краудлендинга) ориентируются на заемщиков, выполняющих заказы по государственным контрактам. Также распространены инвестирование в коммерческую недвижимость, осуществление ремонтных работ, оптовая и розничная торговля. При этом некоторые ОИП сконцентрированы на одной сфере работы заемщиков – например, творческой деятельности, приобретении готовой коммерческой недвижимости, факторинге.
В качестве конкурентных преимуществ ряд ОИП предлагают своим клиентам-инвесторам дополнительные услуги, такие как работа с просроченной задолженностью посредством заключения договоров цессии или инкассо-цессии, функционал автоинвестирования, который распространен среди крупных инвестиционных платформ.
В 2021 г. объем привлеченных средств путем краудлендинга составил 9,06 млрд руб. (64% от общего объема привлеченных денежных средств), в I квартале 2022 г. – 2,29 млрд руб. (-651 млн руб., или -22% кв / кв). Важно отметить, что на рынке краудлендинга сформировалась олигополия: на долю трех ОИП приходится две трети всех привлеченных денежных средств (на крупнейший ОИП – 37%), а индекс Херфиндаля – Хиршмана составляет 2002 пункта.
Большинство ОИП заинтересованы в проведении оценки кредитоспособности потенциальных заемщиков, так как плохая платежная дисциплина заемщика будет нести репутационный риск и бизнес-риск для платформы, что приведет к оттоку инвесторов. В связи с этим 27 ОИП (79% от общего количества ОИП, ведущих деятельность) осуществляют разработку и улучшение как собственных, так и заимствованных скоринговых моделей.
Разрабатываемые скоринговые модели позволяют отбирать инвестиционные предложения, поступившие ОИП на рассмотрение, и улучшать качество таких предложений. На рынке краудлендинга в среднем каждое второе инвестиционное предложение (51,6% от общего числа инвестиционных предложений) не проходит отбор ОИП. На отдельных инвестиционных платформах свыше 95% инвестиционных предложений не проходит отбор. Несмотря на осуществляемый платформами отбор, не все размещенные инвестиционные предложения собирают минимально необходимую сумму для заключения договора инвестирования (19,45% от общего числа прошедших отбор).
Краудинвестинг.
Краудинвестинг – это инвестирование денежных средств в компании путем покупки их ценных бумаг, предлагаемых с помощью инвестиционной платформы. Как правило, краудинвестинг является комплементарной услугой в дополнение к основной деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг (ПУРЦБ) и организуется, в частности, регистраторами для закрытого круга лиц, которые являются клиентами ПУРЦБ по профильному направлению деятельности, поэтому такие ОИП не вводят комиссий за услуги по оказанию содействия в привлечении инвестиций.
Для привлечения инвестиций краудинвестинг используют преимущественно крупные компании. Тем не менее наблюдается рост количества субъектов МСП, разместивших дополнительный выпуск ценных бумаг. Более того, самое крупное завершенное размещение дополнительного выпуска ценных бумаг (на сумму 253,68 млн руб.) в 2021 г. было осуществлено субъектом МСП. За 2021 г. объем привлеченных средств с помощью краудинвестинга составил 4,74 млрд руб. (35,71% от общего объема привлеченных денежных средств), в I квартале 2022 г. – 1,06 млрд руб. (-1,77 млрд руб., или -63% кв / кв). Рынок краудинвестинга формируется двумя-тремя ОИП (на крупнейший ОИП приходится 66%).
Привлечение инвестиций через инвестиционную платформу.
В I квартале 2022 г. зафиксирован рост количества договоров с заемщиками (+10% кв / кв, до 26 394 лиц), что в условиях сложившейся экономической обстановки можно расценивать как положительный эффект.
Доля активных заемщиков в I квартале 2022 г. составила 3,6% от общего числа заемщиков (в среднем за 2021 г.: 5%), и в отчетный период количество активных заемщиков снизилось (-10%, или -110 лиц) на фоне ухудшения геополитической ситуации.
Как уже отмечалось, значимую долю на рынке краудфандинга составляют небольшие компании, которые относятся к субъектам МСП.
Так, в I квартале 2022 г. объем денежных средств, привлеченных субъектами МСП, составил 2,88 млрд руб. (68,7% от общего объема привлеченных денежных средств), а за весь 2021 г. – 9,48 млрд рублей. Количество уникальных субъектов МСП, привлекавших финансирование на краудфинансовых платформах, в I квартале 2022 г. составило 870 (за 2021 г.: 1700). В структуре заемщиков индивидуальные предприниматели составляют треть (в объеме привлеченного финансирования – 20%).
В структуре инструментов привлечения финансирования краудлендинг (займы) занимает 73,5%. В I квартале 2022 г. было зафиксировано пять сделок с размещением ценных бумаг субъектами МСП на общую сумму 762 тыс. руб., в то время как в 2021 г. – 25 сделок на сумму 1051,88 млн рублей. Средний размер привлечения заемного финансирования на одного заемщика составляет 3,3 млн руб. (для индивидуальных предпринимателей – 1,4 млн руб., для юридических лиц – 4,8 млн руб.).
В отраслевой структуре привлечения финансирования посредством площадок самыми распространенными видами деятельности для субъектов МСП являются торговля (оптовая, розничная), строительство жилых и нежилых зданий, перевозки, общественное питание.
Министерством экономического развития Российской Федерации была организована программа по возмещению части затрат субъектам МСП на обеспечение доступа к платформам для коллективного инвестирования путем предоставления субсидии ОИП. В I квартале 2022 г. заявки в указанное министерство направил 21 ОИП, из них одобрены заявки 18 ОИП. Размер выделенной субсидии на 2022 г. составляет 75 млн рублей.
Стоимость заемных средств для лиц, привлекающих инвестиции путем получения займа, в 2021 г. находилась в диапазоне от 15 до 35% годовых (средняя – 25% годовых). Ставка по займу зависит от ряда факторов, таких как срок займа, рейтинг заемщика на инвестиционной плат форме, наличие обеспечения исполнения обязательств. В I квартале 2022 г. большинство ОИП сохранили процентные ставки для заемщиков, под которые они могут привлекать финансирование, и тарифы на свои услуги. Размер комиссии ОИП для заемщиков находится в интервале от 2 до 15% от объема привлекаемых денежных средств.
Инвесторы.
Благодаря включению в реестр Банка России в II – III кварталах 2021 г. ряда крупных инвестиционных платформ, в I квартале 2022 г. возросло количество договоров с инвесторами (+27% кв / кв, до 31 058 лиц).
В связи с нестабильной экономической обстановкой в начале 2022 г., у некоторых ОИП наблюдался отток денежных средств со счетов инвесторов. При этом после частичной стабилизации ситуации на внутреннем рынке, снижения инфляционных ожиданий и, как следствие, ключевой ставки приток инвесторов на площадки сопровождался повышением их активности, благодаря чему количество активных инвесторов на инвестиционных платформах по итогам I квартала 2022 г. не изменилось относительно предыдущего квартала и составило 14 117 лиц (более 95% – физические лица), что равно 45% от общего количества зарегистрированных инвесторов.
Основные сферы инвестирования активных инвесторов – юридических лиц или индивидуальных предпринимателей на краудлендинговых площадках – это девелопмент, продажа и покупка жилой и коммерческой недвижимости, оптовая и розничная торговля; на краудинвестинговых площадках – грузоперевозки и производство товаров.
Активными инвесторами – физическими лицами в основном являются мужчины (для краудлендинга – 80,07%, для краудинвестинга – 82,77% от количества инвесторов – физических лиц) в возрасте около 40 лет (для краудлендинга – 39 лет, для краудинвестинга – 42 года). Квалифицированные инвесторы составляют 6,7% в общей доле зарегистрированных инвесторов.
Более чем двукратный прирост активных инвесторов за 2021 г. говорит о привлекательности данного способа инвестирования в качестве альтернативного финансового инструмента.
Реальная прибыль инвестора по итогам 2021 г. составила 15%. Комиссия ОИП для инвесторов в большинстве случаев отсутствует.
Общий объем просроченной задолженности по состоянию на 31.03.2022 был равен 536,86 млн руб., а средняя величина просроченной задолженности – 9,41% (+169 б.п. кв / кв). В I квартале 2022 г. возросла (+55% кв / кв) так называемая «дефолтная» задолженность – задолженность со сроком неисполнения обязательств по договорам займа свыше 91 дня (то есть денежные средства были выданы в II квартале 2021 г.), что может быть связано с недостатками в скоринговых системах, которые использовались инвестиционными платформами на ранних стадиях развития.
Ряд ОИП обеспечивают возможность для заемщиков реструктурировать свою задолженность, однако данная услуга не востребована – за все время ей воспользовались только 50 заемщиков (из них 13 – в I квартале 2022 г.).
Антикризисные меры поддержки рынка краудфандинга в России.
В качестве антикризисных мер поддержки рынка краудфандинга Банк России в марте – апреле 2022 г. предусмотрел следующие механизмы:
- временное ненаправление предписаний Банком России за нарушение требований к минимальному размеру собственных средств для возможного использования данных средств ОИП с целью дополнительного финансирования своей деятельности;
- временное ненаправление предписаний за нарушение требований к срокам передачи информации в бюро кредитных историй с целью снижения операционной нагрузки ОИП;
- продление сроков представления отчетности в Банк России;
- перенос срока начала применения нормативных актов Банка России по бухгалтерскому учету и бухгалтерской (финансовой) отчетности операторами инвестиционных платформ с 01.01.2023 на 01.01.2025.
Использование мягкого регулирования и консультативного надзора за деятельностью ОИП позволяет Банку России оперативно реагировать на проблемы, возникающие в деятельности инвестиционных платформ.
Заключение.
В 2021 г. рынок краудфандинга находился на этапе становления и показал активный рост по количеству организаций, объему сделок и охвату клиентской базы. В I квартале 2022 г., несмотря на то, что рынок находился под существенным давлением экономических факторов, связанных с внешнеполитическими событиями, отрасль показывала развитие – в части как увеличения количества организаций, так и их клиентов. В текущих условиях уменьшения доли рынка капитала и возможностей инвестирования краудфандинг для многих инвесторов и заемщиков является перспективным направлением получения и предоставления финансирования для бизнеса. Кроме того, возникшие экономические сложности позитивно сказались на развитии различных клиентских сервисов на инвестиционных платформах. Так, высокий уровень конкуренции на рынке краудфандинга приводит к улучшению качества разрабатываемых ОИП скоринговых моделей для отбора заемщиков как основного продукта, предлагаемого ОИП своим клиентам.
Таким образом, большинство ОИП благополучно сумели продолжить свою деятельность без существенных изменений условий бизнеса. Наблюдается рост скорости взаимодействия ОИП с клиентами с использованием мессенджеров. Скорость и удобство работы с инвестиционными платформами позволяют сделать вывод о том, что краудфандинг остается перспективным направлением для развития альтернативного финансирования бизнеса в Российской Федерации.
Материал подготовлен Департаментом инфраструктуры финансового рынка.
При использовании материала выпуска ссылка на Банк России обязательна.
Фото на обложке: А. Ларин, Банк России.
© Центральный банк Российской Федерации, 2022.