В 2022 году цифровизация госуслуг шагнула далеко вперед – в 80% случаев получить справки, выписки, оплатить налоги, проверить очередь в детский сад и многое другое можно онлайн. Отказ от бумажных справок, сокращение очередей, возможность взаимодействовать с различными государственными органами дистанционно – госуслуги становятся доступнее. Особенности предоставления и самые популярные запросы пользователей проанализировали эксперты сервиса Tyndau.kz.
Сегодня цифровые госуслуги объединяют различные государственные органы, например ЕНПФ, налоговую службу, образовательные и другие учреждения, чтобы предоставлять сведения пользователям в режиме реального времени. Для этого создана специальная платформа – «Электронное правительство» (eGov), а к ней мобильное приложение и Telegram-бот.
Перечень цифровых госуслуг разнообразен. Можно оплачивать штрафы, налоги, получать справки и выписки, оформлять лицензии и регистрировать бизнес, подавать заявления на получение социальной помощи и многое другое.
Востребованность разных услуг отличается. Одна из самых популярных – получение справки о пенсионных накоплениях. За неполный 2021 год ее запросили более 37 млн раз – в среднем от 200 тыс. до 500 тыс. раз ежемесячно. Такая популярность услуги связана с тем, что не так давно гражданам разрешили использовать часть пенсионных накоплений, если они достигли порога достаточности.
Ещё одна популярная услуга – бронирование очереди в ЦОН. К сожалению, пока это актуально только для крупных городов, в том числе Шымкента, Нур-Султана и Алматы. Бронирование очереди позволяет прийти к назначенному времени и получить необходимую услугу без длительного ожидания. Не менее часто заказывают справки об отсутствии или наличии недвижимости. Эта госуслуга востребована у юрлиц и физлиц.
Ещё один канал для удобного заказа адресных справок и других документов – Telegram-бот. Население использует и мобильное приложение eGov Mobile – активных пользователей здесь больше 1 млн. Самые популярные услуги «в смартфоне» – получение свидетельства о рождении и цифровых удостоверений личности, а с 2021 года – ещё и паспорта вакцинации.
Цифровыми услугами пользуются не только граждане РК, но и иностранцы. Интерес к ним связан с тем, что многие государственные органы и банки обслуживают (например, открывают счета) лиц с иностранным гражданством только после получения местного ИИН.
Так, после активизации так называемого «карточного туризма» всего за 3 месяца – с марта по май 2022 года – россияне получили 35000, а украинцы – 637 ИИН. В то же время в марте-мае 2021 года граждане России оформили в 16 раз меньше индивидуальных идентификационных номеров, украинцы – в 3 раза меньше.
Многие пользователи отмечают проблемы, которые возникают при получении цифровых услуг. Прежде всего, это технические сбои – один из самых значительных был в прошлом году, когда одномоментно в системе находилось больше 15 млн человек. 6 лет назад официально признали утечку данных пользователей. Некоторые столкнулись с тем, что третьи лица оформляли на их имя справки и выписки. Одним из самых уязвимых оказался Telegram-бот – мошенники сделали боты-копии, на которых стали размещать формы заявок и онлайн-оплаты, выманивая деньги и собирая конфиденциальную информацию.
Тем не менее, цифровизация идёт семимильными шагами, и госуслуги не исключение. Вместо запланированных на этот год 95% сегодня можно получить только около 80% госуслуг в режиме онлайн, но и это немало. В мае 2022 года было заявлено об открытии цифровых точек доступа в сельской местности. С целью дополнительной защиты данных введена двухфакторная аутентификация. Системы eGov уже сегодня синхронизированы с банками, в дальнейшем планируется их интеграция с другими организациями.