Политика Банка России в последние месяцы была направлена на снижение рисков для финансовой стабильности, возросших из-за санкций. Принятые меры позволили сохранить устойчивость финансовой системы. Это дало возможность перейти к постепенному ослаблению валютных ограничений, отмене некоторых регуляторных послаблений, снижению ключевой ставки.
В дальнейшем перспективы российской экономики будут определяться процессами структурной трансформации. Приоритет для Банка России в этих условиях — поддержание здорового финансового сектора, который сможет обеспечить необходимое финансирование для перестройки экономики.
Общая картина.
Политика Банка России в последние месяцы определялась необходимостью снизить риски для финансовой стабильности, возросшие из-за санкций.
В этих условиях меры Банка России нацелены на поддержку финансовых институтов, стабильное проведение платежей, обеспечение их необходимой ликвидностью, предотвращение паники кредиторов и вкладчиков, ажиотажных продаж российских активов и купирование других рисков для финансовой стабильности. В связи с заморозкой резервов в недружественных юрисдикциях Банк России потерял возможность осуществлять интервенции, в результате поддержание финансовой стабильности потребовало введения ограничений на движение капитала.
Принятые меры способствовали стабилизации ситуации на финансовых рынках. Это позволило перейти к постепенному ослаблению ограничений по счету капитала, отмене некоторых регуляторных послаблений, снижению ключевой ставки.
В целом можно отметить, что после всплеска в феврале — марте риски для финансовой стабильности снизились, хотя и остаются высокими. Снижению рисков способствовали политика Банка России и меры Правительства Российской Федерации. Важным фактором устойчивости были накопленные буферы и хорошее финансовое положение российских финансовых организаций на момент реализации рисков.
В дальнейшем перспективы российской экономики будут определяться процессами структурной трансформации. Приоритет для Банка России в этих условиях — поддержание здорового финансового сектора, который сможет обеспечить необходимое финансирование для перестройки экономики.
Банк России также будет учитывать в своей политике глобальные тенденции и риски, которые, несмотря на санкции, продолжат оказывать определенное влияние на Россию через текущий счет платежного баланса.
В данном обзоре выделено шесть каналов влияния санкций на российский финансовый сектор, описан характер влияния, соответствующие риски и меры по их снижению.
1. Валютный канал.
Введение санкционных ограничений первоначально привело к выходу иностранцев с российского рынка, а затем снижению валютной ликвидности и росту волатильности курса рубля. Принятые валютные ограничения и меры валютного контроля позволили стабилизировать ситуацию.
По мере накопления валюты на внутреннем рынке за счет продаж экспортеров и снижения спроса на валюту со стороны локальных участников ситуация с валютной ликвидностью существенно улучшилась, и валютные ограничения на операции резидентов Российской Федерации были ослаблены. В дальнейшем усилия Банка России будут направлены на стимулирование девалютизации экономики и финансового сектора. Роль доллара США и евро на российском рынке станет снижаться, при этом будет возрастать значимость валют дружественных стран, а также роль рубля в расчетах по внешнеторговым операциям.
2. Фондовый канал.
Массовые продажи российских активов иностранными инвесторами после введения санкций сопровождались снижением фондовых индексов, ростом доходностей облигаций, увеличением объемов выставленных маржинальных требований. Приостановка биржевых торгов и другие меры Банка России позволили стабилизировать ситуацию.
Доходности ОФЗ приблизились к уровням до начала шока, индексы акций замедлили свое снижение, а финансовая инфраструктура сохранила устойчивость. Последствием шока для фондового рынка стало существенное снижение объемов операций, рост роли розничных инвесторов. В ближайшей перспективе влияние на рынок в основном станут оказывать внутренние факторы, а его дальнейшее развитие будет связано со скоростью структурной трансформации российской экономики, развитием внутреннего финансового рынка и налаживанием взаимодействия с финансовыми системами дружественных стран.
| Рынок акций |
| Рынок ОФЗ |
|
Показатели реакции рынка | Изменение индекса | Объем нетто-покупок (+) / продаж (-) нерезидентами и дочерними иностранными организациями на вторичных биржевых торгах, млрд руб. | Изменение доходности ОФЗ на срок 10 лет, б.п. | Объем нетто-покупок (+) / продаж (-) нерезидентами и дочерними иностранными организациями на вторичных биржевых торгах, млрд руб. |
6 — 12 апреля 2018 года (санкции США) | -3,8% | -16,9 | 38 | -80,5 |
7 — 17 августа 2018 года (законопроекты о санкциях и отток из СФР) | -1,9% | -2,6 | 77 | -55,9 |
20 — 28 февраля 2020 года (коронавирус) | -10,6% | -29,6 | 48 | -27,5 |
2 — 19 марта 2020 года (коронавирус и нефтяной шок) | -18,3% | -100,1 | 170 | -132,1 |
13 — 25 января 2022 года (переговоры о безопасности) | -14,9% | -107,5 | 108 | -78,4 |
21 — 25 февраля 2022 года (отток нерезидентов) | -27,2% | -139,9 | 277 | -78,2 |
21 марта — 22 апреля 2022 года (антикризисные меры) | -11,5% | -6,5 | -261 | 9,1 |
3. Процентный канал.
Выход нерезидентов и рост неопределенности обусловили повышение волатильности и рост ставок на российском рынке еще до введения санкций. Банковский сектор столкнулся с активным снятием депозитов в конце февраля — начале марта (как в рублях, так и в иностранной валюте). В этих условиях Банк России временно повысил ключевую ставку до 20%. Это позволило снизить риски для финансовой стабильности, ослабить инфляционное давление, обеспечить сохранность сбережений граждан и стабилизировать ситуацию с ликвидностью в банковском секторе.
Однако одновременно это привело к росту процентных расходов у компаний, имеющих обязательства с плавающими ставками, а также к реализации процентного риска у банков и лизинговых компаний, столкнувшихся с опережающим ростом расходов по привлеченным средствам. Рост ставок и уход нерезидентов снизили ликвидность рынка процентных деривативов, ограничив возможности хеджирования для российских компаний. Последующее снижение ключевой ставки существенно сократило ожидаемые потери финансового сектора от процентного риска. Процентный риск заемщиков также был отчасти нивелирован программами реструктуризации. Оценочная величина процентного риска банковского сектора в рублях на горизонте одного года находится в диапазоне от 0,3 до 0,7 трлн руб.1, что эквивалентно 8 — 17% чистого процентного дохода сектора за 2021 год.
4. Канал доходов.
Введенные санкции в отношении реального сектора российской экономики, в частности ограничение доступа к западному финансовому и товарному рынку, разрыв логистических цепочек и запрет на поставки в Россию ряда товаров, приводят к сокращению экономической активности в стране. В наибольшей степени пострадала авиационная отрасль, экспортно ориентированные компании, автопроизводители, коммерческая недвижимость и строительный бизнес. При этом фактором устойчивости является умеренная долговая нагрузка многих нефинансовых компаний, снизившаяся в 2021 году на фоне постковидного восстановления экономики.
5. Кредитный канал.
Изменение макроэкономических условий в результате санкций оказало сдерживающее влияние на кредитование экономики в марте — апреле 2022 года. В корпоративном сегменте существенно сократилась задолженность по кредитам в иностранной валюте, но это снижение было частично компенсировано спросом на кредиты в рублях. В розничном сегменте тоже наблюдалось охлаждение кредитной активности, в первую очередь затронувшее необеспеченный сегмент, при этом ипотека была более устойчивой за счет действия государственных льготных программ кредитования.
Для стимулирования кредитования Правительство Российской Федерации и Банк России модифицировали уже действующие и запустили новые программы льготного кредитования (ипотека, МСП, системообразующие организации), а также реализовали регулятивные меры поддержки финансового сектора (роспуск макропруденциального буфера капитала на 0,9 трлн руб. и снижение надбавок к коэффициентам риска по новым кредитам, послабления по формированию резервов по реструктурированной банками задолженности). В условиях санкционного кризиса значимо возрос кредитный риск, но в начале процесса структурной трансформации экономики сложно оценить масштаб возможных потерь. Доля реструктурированных банками кредитов составляет около 6% корпоративного кредитного портфеля, что во многом связано с реструктуризацией кредитов по плавающим ставкам в силу закона. В розничном сегменте реструктурировано 0,6% задолженности, однако спрос на реструктуризации может возрасти во второй половине года на фоне повышения безработицы.
6. Канал страхования.
Ограничения на международное перестрахование в случае реализации крупного страхового события могли негативно сказаться на финансовом положении российских страховщиков, их проблемы могли распространиться на страхователей. В ответ российский страховой рынок снижает зависимость от перестраховочных компаний из недружественных стран и переориентируется на внутренние расширенные перестраховочные емкости.
В условиях подорожания запчастей и сложностей с их доставкой страховщики ОСАГО могут столкнуться с некоторым ростом убыточности. Однако значительных проблем в сегменте не ожидается — страховой рынок имеет достаточный запас капитала: нормативное соотношение собственных средств и принятых обязательств на конец марта составило 1,64, а значение совокупного объема собственных средств — 465 млрд рублей.
1 Оценка величины процентного риска рассчитана на горизонте до одного года с учетом структуры активов и пассивов, имевшейся на момент шока ставок (данные формы отчетности 0409127 на 01.01.2022), с учетом роста ключевой ставки Банка России с 9,5 до 20% и последующего ее снижения в течение года. Оценка варьируется в зависимости от применяемых предпосылок в отношении изменения срочности привлеченных средств вследствие шока ставок.