«В России до конца года будет 2 млн новых безработных. Как изменится Россия? Как изменится твоя жизнь?», - задает вопрос предприниматель Игорь Рыбаков, после чего предлагает свою программу изменения ситуации: «ликвидация стратегического упущения».
Согласно данным Центра стратегических разработок, уровень безработицы в России до конца года увеличится с 4,4% до 7,1-7,8%, но Рыбаков парирует: «Статистику делают люди по разным заказам, в т.ч. политическим, чтобы сильно не тревожить людей, часто ее занижают, чтобы скрыть реальные обстоятельства дел».
По прогнозам Рыбакова, уровень реальной безработицы сначала увеличится до 12%, потом опустится на уровень 9-10%: «Вы скажете: какая разница между тем, что они заявляют 7-8% и тем, что говорит Рыбаков – условно 10%. Разница в 2% от трудоспособного населения РФ – это 2 млн людей. И каждый процент – это судьбы конкретных людей. Приготовьтесь затянуть пояса. Наша экономика сжимается, у бюджета нет возможности компенсировать выпадающие доходы новым безработным. С уходом иностранных компаний ничего не закончится – в сжимающейся экономике не будет возможности малым компаниям, фирмам что-то где-то делать, какие-то рабочие места создавать – они тоже посыпятся».
Стоит ли бояться этого уровня безработицы, задается вопросом Игорь Рыбаков: «Страны, в которых уровень безработица 7-8%, - это Киргизия, Ангола, Парагвай, Мали, Таджикистан, Эритрия. Но есть и другие. Например, в Финлядндии уровень безработицы тоже 7-8%. И есть много развитых стран, где уровень безработицы такой же высокий. Разница только одна: в Финляндии, например, огромные социальные пособия. И если ты безработный – ты получаешь свою тыщонку-две евриков и живешь себе припиваючи. А вот в Эритрии, Парагвае, Киргизии и Мали, сосешь у шарика и ничего не получаешь. Как будет в России при безработице 7-8% вы наверное догадываетесь. Для 2 млн новых безработных мало не покажется. Никто пособия особенно им не даст, возможно какие-то небольшие деньги государство все же выплатит, - я вижу: сейчас правительство принимает соответствующие решения. Но эти деньги вряд ли помогут людям прожить даже физически – поэтому приготовьтесь сажать картошку на майские праздники. Иначе жрать будет нечего. В 90-е годы приусадебные хозяйства были реальным спасением для людей – люди питались с 6 соток. 2 млн людей – 2 млн новых крестьян».
И госрегулирование: запретить бизнесам увольнять людей, в этом вопросе не поможет, уверен Рыбаков: «Это приводит к скрытой безработице. Люди будут работать 2 дня в неделю, остальное время без содержания. Номинально они трудоустроены, но реально им платят 3 тысячи рублей. Еще, может быть, порождение каких-то новых госкорпораций. Госкапитализм. Давайте создадим новую госкорпорацию, которая нам построит заводы, которые производят чипы. Пробовали уже. «Роснано» видели. $10 млрд было выделено на финансирование и чего? «Роснано» что-то произвело? Госкапитализм в России показал ограниченность своих возможностей. В некоторых отраслях конечно получилось, «Росатом», например, но не везде. Проблема: избыточность внимания для одной отрасли куда бросаются все деньги и отсутствие внимание для остальных. Госкапитализм в России требует реформации».
«Люди, которые во время кризиса думают исключительно о выживании, как залатать дыры, как сохраниться, как и все - обычно умирают, причём первыми. Сейчас вся страна рефлексирует как сохраниться, а мы при этом теряем стратегическую высоту. Следует уже признать, что мы упустили некоторые стратегические позиции 20, 30 лет назад и сейчас наносить удар нужно именно по ним», - призывает он.
Ликвидация стратегического упущения, вот моя программа, заявляет Рыбаков: «Основа стратегической проблемы в России заключается в том, что слишком много людей не отождествляют себя с Россией, они ментально живут где-то в Бразилии, в Саудовской Аравии, в Америке, в Германии… не важно, Россия для них такое «бизнес пространство». Мне очень близки идеи Гумилева про пассионарность, про людей, которые развивают свою страну, потому что они в ней живут. Слишком много в России людей, которые воспитывались под воздействием ролевых моделей «заработал деньги и уехал куда-то на райский остров». Данная общественная модель приводит нас к такой структурной слабости. Если бы я вам сказал, что постоянно что-то нарождается хорошее и потом вымывается. Остановить это нельзя, так сложилось. Этому можно противопоставить воспитание нового поколения людей, для которого Россия будет домом. У меня, среди турецких товарищей есть много людей, которые говорят такие фразы: «В Турции очень много катаклизмов: тиран придет, то 1 режим, то 2 режим, но мы турки, - и какой бы ни был режим, мы благоустраиваем Турцию, потому что мы здесь живем». Мне очень близки слова моих товарищей турков, я считаю, что при наличии значимого количества людей, которые живут в России, а Россия является их домом, дела в обществе, в экономике пойдут на лад. Я хочу особо отметить, что я резко порицаю тех, кто говорит: «давайте кого-то там заставим родину любить». Это невозможно, это приведет к еще более драматическим и трагическим последствиям. Мы будем заниматься ликвидацией стратегического упущения в обществе, воспитанием следующих поколений в самоощущении, что они живут в России. Воспитанием их самоидентификации, что они россияне и их жизнь связана с благоустройством своей жизни, своей семьи, своего дома и этот дом в России. Поэтому мы строим школы, детские сады. А, влияние этих школ и детских садов проявится через 20, 30 лет, может быть, 40. Но именно такой способ ликвидации стратегического упущения я вижу действительно работающим. Он действенный. А любые инсинуации, затыкания дыр и так далее - эти тактические ходы не действуют, это всё суета».