Правительство утвердило правила предоставления в 2022 году субсидий авиакомпаниям на возмещение недополученных доходов, образовавшихся вследствие расторжения договоров перевозки с пассажирами в связи с отменой международных и (или) внутренних перевозок из-за санкций. Соответствующий документ подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.
«Крайне важно сейчас поддержать инфраструктуру аэропортов. И конечно, сохранить там квалифицированный персонал», – отметил Михаил Мишустин в ходе заседания Правительства 14 апреля.
Принятые решения – часть плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления.
Постановление от 14 апреля 2022 года №662 опубликовано на сайте Правительства РФ.
Текст документа:
Правительство Российской Федерации
Постановление от 14 апреля 2022 г. № 662, Москва
Об утверждении Правил предоставления в 2022 году субсидий из федерального бюджета российским авиакомпаниям на возмещение недополученных доходов, образовавшихся вследствие расторжения договоров перевозки с пассажирами в связи с отменой международных и (или) внутренних перевозок в условиях внешнего санкционного давления
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления в 2022 году субсидий из федерального бюджета российским авиакомпаниям на возмещение недополученных доходов, образовавшихся вследствие расторжения договоров перевозки с пассажирами в связи с отменой международных и (или) внутренних перевозок в условиях внешнего санкционного давления.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Российской Федерации М. Мишустин
Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2022 г. № 662
Правила предоставления в 2022 году субсидий из федерального бюджета российским авиакомпаниям на возмещение недополученных доходов, образовавшихся вследствие расторжения договоров перевозки с пассажирами в связи с отменой международных и (или) внутренних перевозок в условиях внешнего санкционного давления
1. Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления в 2022 году субсидий из федерального бюджета российским авиакомпаниям на возмещение недополученных доходов, образовавшихся в связи с отменой международных и (или) внутренних перевозок в условиях внешнего санкционного давления (далее соответственно - авиакомпании, субсидии).
Субсидии предоставляются в целях возмещения авиакомпаниям недополученных доходов, образовавшихся в результате возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы в связи с отменой международных и (или) внутренних перевозок в условиях внешнего санкционного давления.
2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:
"авиакомпания" - юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации, имеющее сертификат (свидетельство) эксплуатанта, которым предусмотрено право на осуществление коммерческих воздушных перевозок;
"аэропорт юга и центральной части России" - аэропорт, расположенный в одном из городов Российской Федерации - Анапе, Белгороде, Брянске, Воронеже, Геленджике, Краснодаре, Курске, Липецке, Ростове-на-Дону, Симферополе, Элисте;
"внутренняя перевозка" - перевозка пассажира воздушным транспортом из пункта отправления на территории Российской Федерации в аэропорт юга и центральной части России, или из аэропорта юга и центральной части России в пункт назначения на территории Российской Федерации, в том числе с осуществлением промежуточной посадки;
"возврат провозной платы" - выполнение операции возврата платы по перевозочному документу в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок авиакомпании, подтверждающей расторжение договора воздушной перевозки по международным и (или) внутренним перевозкам с 24 февраля 2022 г.;
"международная перевозка" - перевозка пассажира воздушным транспортом из пункта отправления на территории Российской Федерации в пункт назначения на территории иностранного государства или из пункта отправления на территории иностранного государства в пункт назначения на территории Российской Федерации, в том числе с осуществлением промежуточной посадки;
"перевозочный документ" - билет, квитанция об оплате багажа, в том числе сверхнормативного, сопутствующих услуг по перевозке, оказываемых перевозчиком, включая услуги повышенной комфортности (далее - сопутствующие услуги), подтверждающие заключение договора воздушной перевозки пассажира до 24 февраля 2022 г. на международную перевозку или внутреннюю перевозку, с датой осуществления воздушной перевозки или одного из участков воздушной перевозки:
для внутренних перевозок - с 24 февраля 2022 г. по 1 июля 2022 г.;
для международных перевозок - с 24 февраля 2022 г. по 31 октября 2022 г.;
"реестр возвращенных перевозочных документов" - список перевозочных документов, в отношении которых произведен возврат уплаченной за воздушную перевозку провозной платы в связи с отменой международных и (или) внутренних перевозок.
3. Субсидии предоставляются Федеральным агентством воздушного транспорта в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Агентства как получателя средств федерального бюджета на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, по результатам проведения отбора авиакомпаний путем запроса предложений (далее - отбор) исходя из соответствия авиакомпании критериям отбора, установленным пунктом 6 настоящих Правил, и соблюдения сроков подачи заявок на участие в отборе по форме согласно приложению № 1 (далее - заявки), предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил.
4. Субсидии предоставляются на основании соглашения о предоставлении субсидии между Федеральным агентством воздушного транспорта и авиакомпанией, заключаемого в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - система "Электронный бюджет") в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации (далее - соглашение), в котором в том числе предусматриваются:
а) значение результата предоставления субсидии;
б) условие о согласовании новых условий соглашения или о расторжении соглашения при недостижении согласия по новым условиям в случае уменьшения Федеральному агентству воздушного транспорта ранее доведенных до Агентства лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности предоставления субсидии в размере, определенном в соглашении;
в) условие о согласии авиакомпании на осуществление Федеральным агентством воздушного транспорта проверок соблюдения порядка и условий предоставления субсидии, предусмотренных настоящими Правилами, в том числе в части достижения результата предоставления субсидии, а также на осуществление органами государственного финансового контроля проверок в соответствии со статьями 2681 и 2692 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
5. В целях проведения отбора Федеральное агентство воздушного транспорта размещает один раз в 3 месяца до наступления каждой из дат начала подачи заявок на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее соответственно - единый портал, сеть "Интернет"), а также при необходимости на официальном сайте Федерального агентства воздушного транспорта в сети "Интернет" (далее - официальный сайт) объявление о проведении отбора с указанием:
а) сроков проведения отбора;
б) даты начала подачи заявок (до 25 мая 2022 г., до 25 августа 2022 г., до 25 ноября 2022 г.);
в) наименования, места нахождения, почтового адреса и адреса электронной почты Федерального агентства воздушного транспорта;
г) результата предоставления субсидии в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил;
д) доменного имени и (или) указателей страниц системы "Электронный бюджет" или иного сайта в сети "Интернет", на котором обеспечивается проведение отбора;
е) требований к участникам отбора в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил и перечня документов, представляемых участниками отбора для подтверждения их соответствия этим требованиям;
ж) порядка подачи заявок и требований, предъявляемых к форме и содержанию заявок, подаваемых участниками отбора в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил;
з) порядка отзыва заявок, порядка возврата заявок, определяющего в том числе основания для возврата заявок, а также порядка внесения изменений в заявки;
и) правил рассмотрения и оценки заявок в соответствии с пунктами 11 и 12 настоящих Правил;
к) порядка предоставления участникам отбора разъяснений положений объявления о проведении отбора, даты начала и окончания срока такого предоставления;
л) срока, в течение которого победитель (победители) отбора должен подписать соглашение;
м) условий признания победителя (победителей) отбора уклонившимся от заключения соглашения;
н) даты размещения результатов отбора на едином портале и на официальном сайте, которая не может быть позднее 14-го календарного дня, следующего за днем определения победителя отбора.
6. Отбор авиакомпаний для целей получения субсидии осуществляется в соответствии со следующими критериями:
а) по состоянию на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором подается заявка:
у авиакомпании отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
у авиакомпании отсутствуют просроченная задолженность по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед Российской Федерацией;
авиакомпания не находится в процессе реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения к авиакомпании другого юридического лица), ликвидации, в отношении авиакомпании не введена процедура банкротства, ее деятельность не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
в реестре дисквалифицированных лиц отсутствуют сведения о дисквалифицированных руководителе, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, или главном бухгалтере авиакомпании;
авиакомпания не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство (территория), включенное в утвержденный Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), в совокупности превышает 50 процентов;
авиакомпания не получает средства из федерального бюджета на основании иных нормативных правовых актов Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил;
авиакомпания не находится в перечне организаций, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, а также в перечне организаций, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения;
авиакомпания соответствует условиям, предусмотренным пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2022 г. № 590 "О внесении изменений в общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг и об особенностях предоставления указанных субсидий и субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в 2022 году";
б) по состоянию на дату подачи заявки авиакомпания осуществила расторжение договоров перевозки пассажиров по внутренним перевозкам в связи с принятыми решениями о приостановлении авиасообщения с аэропортами юга и центральной части России и (или) по международным перевозкам в связи с принятыми решениями о приостановлении авиасообщения по соответствующему направлению или в связи с отменой международных рейсов в условиях внешнего санкционного давления, а также подтвердила суммарное количество перевозочных документов, по которым произведен возврат провозной платы, и размер провозной платы по перевозочным документам согласно реестру возвращенных перевозочных документов по форме согласно приложению № 2.
7. Запрашиваемый размер субсидии (Сз), определяется по формуле:
Сз = ΣВi ,
где:
Bi - размер провозной платы по перевозочным документам, в отношении которых произведен возврат провозной платы, за вычетом 643 рублей из стоимости каждого перевозочного документа, оформленного на даты перевозки в период с 1 апреля 2022 г. по 31 октября 2022 г.;
i - порядковый номер перевозочного документа, подтверждающего оплату провозной платы в реестре перевозочных документов за отчетный период.
8. Для участия в отборе авиакомпания размещает на едином портале заявку с указанием запрашиваемого размера субсидии, определяемого в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил, а также следующие документы:
а) справка (справки), подтверждающая соответствие авиакомпании требованиям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 6 настоящих Правил;
б) расчет размера субсидии по форме согласно приложению № 3;
в) реестр возвращенных перевозочных документов, предусмотренный приложением № 2 к настоящим Правилам.
9. Руководитель авиакомпании несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых для получения субсидии в соответствии с настоящими Правилами.
10. Документы, указанные в пункте 8 настоящих Правил, представляются в оригиналах или копиях, заверенных руководителем (уполномоченным в установленном порядке лицом) и главным бухгалтером (при наличии) авиакомпании.
Одна заявка может подаваться как в отношении одного календарного периода, равного одному месяцу, так и в отношении нескольких календарных периодов, при этом один номер возвращенного перевозочного документа не может быть включен более чем в одну заявку.
11. Федеральное агентство воздушного транспорта в течение 14 календарных дней со дня окончания срока подачи заявок осуществляет проверку полноты и правильности оформления заявок и документов, указанных в пункте 8 настоящих Правил, и принимает одно из следующих решений:
а) о соответствии заявки требованиям отбора и заключении соглашения - при отсутствии оснований для отклонения заявки, предусмотренных пунктом 13 настоящих Правил;
б) о необходимости представления авиакомпанией недостающих документов и (или) уточнения представленных заявки и документов, в том числе в части содержащихся в них сведений.
12. В случае принятия Федеральным агентством воздушного транспорта решения, указанного в подпункте "б" пункта 11 настоящих Правил, авиакомпания вправе в пределах сроков проведения отбора представлять недостающие и (или) уточненные документы в Агентство.
Федеральное агентство воздушного транспорта в течение 14 календарных дней со дня получения указанных недостающих и (или) уточненных документов осуществляет их проверку и принимает решение о соответствии заявки требованиям отбора и заключении соглашения либо о несоответствии заявки требованиям отбора и об отказе в заключении соглашения при наличии оснований для такого отказа, предусмотренных пунктом 13 настоящих Правил, с письменным уведомлением авиакомпании о принятом решении.
13. Основаниями для отклонения заявки и отказа авиакомпании в предоставлении субсидии являются:
а) несоответствие авиакомпании требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил;
б) несоответствие представленных документов требованиям, предусмотренным пунктом 8 настоящих Правил;
в) несоблюдение авиакомпанией срока подачи заявки, указанного в объявлении о проведении отбора, размещенном в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил;
г) непредставление (представление не в полном объеме) авиакомпанией документов, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил;
д) установление факта недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, в том числе о месте нахождения и об адресе авиакомпании.
14. По результатам отбора Федеральное агентство воздушного транспорта в течение 7 календарных дней со дня принятия решения о соответствии заявки требованиям отбора и заключении соглашения либо о несоответствии заявки требованиям отбора и об отказе в заключении соглашения размещает на едином портале и официальном сайте информацию о результатах рассмотрения заявок, включающую следующие сведения:
а) дата, время и место рассмотрения заявок;
б) информация об участниках отбора, заявки которых были рассмотрены;
в) информация об участниках отбора, заявки которых были отклонены, с указанием причин их отклонения, в том числе положений объявления о проведении отбора, которым не соответствуют такие заявки;
г) наименование получателя (получателей) субсидии, с которым заключается соглашение, и размер предоставляемой ему субсидии.
15. В случае если запрашиваемый размер субсидии превышает объем лимитов бюджетных обязательств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в том числе в случае уменьшения в течение соответствующего финансового года ранее доведенных до Федерального агентства воздушного транспорта лимитов бюджетных обязательств, Агентство принимает решение об изменении запрашиваемого размера субсидии.
В этом случае размер субсидии (У) определяется по формуле:
У = Сз × V / Σ(Сз)i ,
где:
Сз - запрашиваемый размер субсидии, указанный в заявке (рублей);
V - объем лимитов бюджетных обязательств, указанных в пункте 3 настоящих Правил (рублей);
i - количество заявок, поданных авиакомпаниями - победителями отбора.
В случае если значение выражения V/Σ(Сз)i более 1, его значение принимается равным 1.
16. Федеральное агентство воздушного транспорта не позднее 10-го рабочего дня со дня принятия решения о соответствии заявки требованиям отбора заключает с авиакомпанией соглашение и перечисляет субсидию на расчетный счет авиакомпании, открытый в кредитной организации.
17. Результатом предоставления субсидии является возврат в 2022 году авиакомпаниям провозной платы по не менее чем 1 млн. билетов.
18. Авиакомпания, заключившая соглашение, представляет в системе "Электронный бюджет" отчеты о достижении значений результата предоставления субсидии ежеквартально (начиная с III квартала 2022 г.), не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, по форме, определенной типовой формой соглашения, установленной Министерством финансов Российской Федерации.
19. Федеральное агентство воздушного транспорта учитывает размеры и сроки перечисления субсидий при формировании прогноза кассовых выплат из федерального бюджета, необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения федерального бюджета.
20. Федеральное агентство воздушного транспорта осуществляет проверку соблюдения авиакомпанией условий и порядка предоставления субсидий, в том числе в части достижения результата предоставления субсидии, а органы государственного финансового контроля осуществляют проверки в соответствии со статьями 2681 и 2692 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
21. В случае установления по результатам проверок, проведенных Федеральным агентством воздушного транспорта и органом государственного финансового контроля, фактов нарушения условий, установленных при предоставлении субсидии, а также в случае недостижения значения результата предоставления субсидии, установленного соглашением, соответствующие средства подлежат возврату авиакомпанией в федеральный бюджет:
а) на основании требования Федерального агентства воздушного транспорта - в течение 30 календарных дней со дня получения указанного требования;
б) на основании представления и (или) предписания органа государственного финансового контроля - в сроки, установленные в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
22. Размер средств, подлежащих возврату в случае недостижения значения результата предоставления субсидии (A), рассчитывается по формуле:
A = [(d - D) / (1 - D)] × V,
где:
d - достигнутое значение результата предоставления субсидии в соответствующем финансовом году, в долях единицы;
D - плановое значение результата предоставления субсидии в соответствующем финансовом году, в долях единицы;
V - размер предоставленной субсидии.
23. Федеральное агентство воздушного транспорта проводит мониторинг достижения результата предоставления субсидии, исходя из достижения значения результата предоставления субсидии, определенного соглашением, и событий, отражающих факт завершения соответствующего мероприятия по достижению результата предоставления субсидии (контрольная точка), в порядке и по формам, которые установлены Министерством финансов Российской Федерации.
Приложение № 1 к Правилам предоставления в 2022 году субсидий из федерального бюджета российским авиакомпаниям на возмещение недополученных доходов, образовавшихся вследствие расторжения договоров перевозки с пассажирами в связи с отменой международных и (или) внутренних перевозок в условиях внешнего санкционного давления (форма)
Заявка на участие в отборе
В соответствии с Правилами предоставления в 2022 году субсидий из федерального бюджета российским авиакомпаниям на возмещение недополученных доходов, образовавшихся вследствие расторжения договоров перевозки с пассажирами в связи с отменой международных и (или) внутренних перевозок в условиях внешнего санкционного давления, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2022 г. № 662 "Об утверждении Правил предоставления в 2022 году субсидий из федерального бюджета российским авиакомпаниям на возмещение недополученных доходов, образовавшихся вследствие расторжения договоров перевозки с пассажирами в связи с отменой международных и (или) внутренних перевозок в условиях внешнего санкционного давления" (далее - Правила), __________________________________ просит предоставить субсидию (наименование организации) в размере _____________________ рублей _________ копеек (без НДС) (сумма числом и прописью) (сумма числом) в целях возмещения авиакомпаниям недополученных доходов от осуществления воздушных перевозок, образовавшихся в результате внешнего санкционного давления.
Информация о заявителе
Полное наименование организации | |
Сокращенное наименование организации | |
Почтовый адрес организации с индексом | |
Количество оказанных услуг | |
Наименование должности руководителя | |
Фамилия, имя, отчество руководителя | |
ОГРН | | ОКАТО | |
ИНН | | ОКВЭД | |
КПП | | ОКПО | |
Кодовое обозначение субъекта Российской Федерации | |
Код населенного пункта по ОКТМО | |
Код по ОКОПФ | |
Платежные реквизиты организации (для перечисления субсидии): | |
Расчетный счет | |
Корреспондентский счет | |
БИК | |
Полное наименование и местонахождение банка | |
Подтверждаем согласие на публикацию (размещение) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации об участнике отбора, о подаваемом участником отбора предложении (заявке), иной информации об участнике отбора, связанной с соответствующим отбором.
Подтверждаем готовность выполнить условия предоставления субсидии, предусмотренные Правилами и соглашением о предоставлении субсидии.
Подтверждаем согласие на проведение Федеральным агентством воздушного транспорта и органом государственного финансового контроля проверок соблюдения условий и порядка предоставления субсидий, предусмотренных Правилами и соглашением о предоставлении субсидии.
Подтверждаем достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых в Федеральное агентство воздушного транспорта в соответствии с Правилами и соглашением о предоставлении субсидии.
Опись документов, предусмотренных требованиями Правил, прилагается.
Приложение: на л. в 1 экз.
Руководитель
М.П. (при наличии)
" " 2022 г.
Приложение № 2 к Правилам предоставления в 2022 году субсидий из федерального бюджета российским авиакомпаниям на возмещение недополученных доходов, образовавшихся вследствие расторжения договоров перевозки с пассажирами в связи с отменой международных и (или) внутренних перевозок в условиях внешнего санкционного давления (форма)
Реестр возвращенных перевозочных документов
Авиакомпания
№ п/п | Номер перевозочного документа (авиабилета, багажной квитанции, квитанции об оплате сопутствующих услуг) | Маршрут перевозки | Вид продажи (собственная (агентская) | Место продажи (код государства) | Дата продажи | Дата начала перевозки (дата рейса в первом неисполь- зованном купоне) | Дата возврата | Невыпол- ненный участок перевозки | Сумма возврата в валюте оформления | Код валюты | Сумма возврата в рублях | Сумма возмещения в рублях |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
1 | | | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | | | |
4 | Итого (рублей) | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х | Х |
Руководитель |
|
Главный бухгалтер |
|
Исполнитель |
|
Приложение № 3 к Правилам предоставления в 2022 году субсидий из федерального бюджета российским авиакомпаниям на возмещение недополученных доходов, образовавшихся вследствие расторжения договоров перевозки с пассажирами в связи с отменой международных и (или) внутренних перевозок в условиях внешнего санкционного давления (форма)
Расчет размера субсидии из федерального бюджета российским авиакомпаниям на возмещение недополученных доходов, образовавшихся вследствие расторжения договоров перевозки с пассажирами в связи с отменой международных и (или) внутренних перевозок в условиях внешнего санкционного давления
Авиакомпания
№ п/п | Суммарное количество возвращенных перевозочных документов (авиабилетов, багажных квитанций, квитанций об оплате сопутствующих услуг) | Сумма возврата в валюте оформления | Код валюты | Сумма возврата в рублях |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Направления международных воздушных линий | | | |
2 | Направления внутренних воздушных линий (аэропорты юга и центральной части России) | | | |
3 | Итого (рублей) | |
Руководитель |
|
Главный бухгалтер |
|
Исполнитель |
|