Что такое система менеджмента качества? Это не просто документ или свод правил, а особенный стиль управления. Его особенность заключается в том, что все сотрудники, в том числе руководство, инженеры, технологи и рабочие постоянно стремятся улучшать качество продукта. Совершенствуется сама система управления предприятием в соответствии с международным стандартом ISO 9001 под названием «Система менеджмента качества. Требования». Разработчик – международная организация, занимающаяся стандартизаций – ISO. Ее штаб-квартира находится в швейцарском городе Женева.
Основы СМК.
Система включает несколько основных элементов. Чтобы выстроить СМК согласно требованиям ИСО, подчеркивают эксперты консалтинговой компании "Регул Сервис", необходимо провести большую, предварительную работу:
Сделать описание всех бизнес-процессов на предприятии. Деятельность компании представляется в виде цепочки процессов, а также входящих в них подпроцессов. Вводятся численные критерии и способы измерения состояния процесса, выбираются индикаторы, по которым работа может быть отнесена к хорошей либо плохой. Таким маркером может быть, к примеру, процент продукции высокого сорта в общем объеме. Если он выше определенной цифры, процесс можно оценить как хороший, если ниже – как плохой, который необходимо улучшить. Такое улучшение и является управлением качеством продукта.Формируются и документируются (на бумаге и в цифровом виде) требования, которые должны выполняться в отношении производственных процессов, состояния производства и качества продукта. В специальном документе под названием «Процедура» обозначается, какие действия и в каком порядке должны выполняться; указывается, какие должностные лица отвечают за каждое из этих действий.Собираются данные о том, выполняются ли требования ИСО, заносятся ли в журналы, накладные, акты, отчеты, наряд-заказы, отчеты и другие документы – ЗАПИСИ. Всегда указываются дата и автор записи. Документы хранятся в определенном месте.Разрабатывается политика в области качества – небольшой документ, который готовит менеджмент компании. Здесь обозначается, к какой цели движется предприятие. Важно, чтобы «политика» была написана четко и внятно, чтобы каждый сотрудник мог получить ясное представление о том, куда идет бизнес, и что лично он может сделать для достижения целей.Составляется описание целей предприятия на год вперед, с указанием результата, к которому должны за это время прийти каждая служба и каждый отдел.Готовятся инструкции, где говорится о том, в каком порядке каждый сотрудник будет информироваться о своей ответственности в общей работе.Аккумулируется аналитическая информация о работе всех служб компании для проверки функционирования СМК.Создаются требования к компетентности сотрудников, работа которых непосредственно отражается на качестве готового продукта.Готовятся планы ремонтов и проверки выполнения правил его эксплуатации.
Как внедряют СМК на предприятии?
Процесс внедрения предполагает изменения по всем направлениям и на всех уровнях работы компании. Настраивается менеджмент на этапах покупки сырья, производства продукции, ее контроля, оформления заказа клиентом и отгрузки готовых изделий потребителям.
В результате достигается прозрачность всей технологической цепочки. А значит, несовершенства технологии и готового продукта становятся очевидны и заметны. Это позволяет быстро исправить нарушения и усовершенствовать конечный продукт.
Важно понимать, что внедрение СМК – непростая задача. Специалисты компании «Регул Сервис» подчеркивают, что сотрудникам, да и самим руководителям, нелегко учиться работать в новых обстоятельствах. Однако реализация этой стратегии дает ощутимый результат в виде повышения качества продукта и увеличения прибыли предприятия.