США ввели полный запрет на импорт российских энергоносителей. Правительство Великобритании прекратит импорт российской нефти до конца 2022 года. Однако страны Евросоюза не последовали примеру англосаксов. Европейцам удалось договориться только о политике сокращения зависимости от России, которая, как и всякая политика, может измениться под влиянием обстоятельств.
Ситуация вокруг Украины побудила Европейскую комиссию обнародовать планы освободить Европу от зависимости от всех российских ископаемых видов топлива «задолго до 2030 года» и сократить свою зависимость от российского газа на две трети до конца текущего года. Но пока не очевидно, чем американцы, британцы и европейцы смогут заменить российские энергоресурсы.
Поставки сырой российской нефти в США составили в 2021 году 3,7 млн тонн – 1,2% от всего импорта сырой нефти в США (294 млн тонн). Но поставки нефтепродуктов, в основном, мазута, были значительными – 22,3 млн тонн (23,5% общего импорта нефтепродуктов). Заменить российские поставки мазута может нефть из Венесуэлы и Ирана, но сколько времени потребуется на налаживание таких поставок после нескольких лет американского эмбарго, никто определенно предсказать не берется.
При этом имеется нюанс. Поставляемая в США нефть – это нефть ExxonMobil с проекта Сахалин-1, который выполняется на основе СРП. Эксон и раньше продавал свою нефть в Японию, Южную Корею, и редко – забирал в США. Поэтому запрет поставок российской нефти в США ничего не значит.
Интереснее другое, в указе Джо Байдена говорится об исключениях в запрете поставок, но каких именно – не расшифровывается. Если исключение сделано для мазута, который используется для разбавления сланцевой жижи, то объявленное «эмбарго» – пустое сотрясение воздуха, и никакого изменения товарных потоков не последует.
В Великобритании российские поставки составляют 8% от общего импорта в Британию, но доля российского дизельного топлива гораздо выше – более трети импорта и около 18% британского рынка дизеля.
Треть импорта дизельного топлива в Великобританию приходится на Россию.
При такой доли российского дизеля сразу прекратить поставки Великобритания не в состоянии, но и успеть сделать это за год будет достаточно сложно.
Европейский Союз (27 стран) зависит от России примерно на 40% по поставкам природного газа. Россия также обеспечивает около 27% нефти блока и 46% угля. Предложение полного эмбарго на поставки российских энергоносителей вызвало раскол среди членов блока.
Польша и Словакия за эмбарго на энергоносители из РФ.
Самым решительным сторонником тотальных санкций против России является Польша. «Миллиарды текут в Россию через «Северный поток-1», — сказал польский дипломат, имея в виду газопровод, связывающий Россию с Германией. «Это миллиарды, за которые сегодня украинцы платят собственной кровью».
Хотя страна пострадает от перебоев с поставками газа из России, поляки надеются, что они хорошо подготовлены вследствие увеличения импорта американского СПГ и строительства «Балтийской трубы», которая будет доставлять в Польшу газ из Норвегии.
Схема Baltic Pipe”.
Особенность «Балтийской трубы» в том, что она берет начало не из какого-либо газового месторождения, а является врезкой в магистральный газопровод Europipe II. По этому трубопроводу газ из норвежского сектора Северного моря, добываемый норвежской государственной компанией Equinor, поступает в Германию. Таким образом, сколько Польша потребить газа (по проекту 10 млрд кубометров в год), на столько меньше получит Германия. Мы еще можем увидеть споры этих двух государств за норвежский газ.
В 2019 году Польша объявила о прекращении долгосрочного контракта с «Газпромом» с конца 2022 года, то есть с 2023 года Варшава будет полагаться только на спотовые контракты поставок по трубе, «Балтийскую трубу» и СПГ со свободного рынка.
Зависимость Польши от российских энергоносителей велика: в 2019 году в страну из России поступало 61,5% всей нефти и 55% импорта газа. В 2021 году Польша импортировала из России 8,3 млн тонн угля при собственной добыче в последние годы 60-75 млн тонн.
Словакия также выступает в поддержку запрета ЕС на все российские товары, включая нефть и природный газ, заявил премьер-министр Эдуард Хегер. «Мы не можем позволить себе сдержанность, потому что это означает уступку Владимиру Путину. Именно этого хочет российский президент. Мы должны послать сигнал Путину, что мы планируем отрезать себя от всей энергии от России», — сказал он.
Однако министр экономики страны Ричард Сулик предупредил о последствиях эмбарго для словацкой и европейской промышленности, заявив, что запрет повредит ЕС больше, чем России в краткосрочной перспективе. Из России поступает 87% всего газа, потребляемого в Словакии.
Германия, Венгрия, Болгария: категорически против эмбарго.
Германия и Венгрия являются самыми ярыми противниками запрета ЕС на импорт российских энергоносителей.
Вице-канцлер Германии Роберт Хабек предупредил, что эмбарго поставит под угрозу «социальный мир» в стране и создаст «реальную опасность недостаточного предложения энергии в определенных секторах». Германия получает из России 55% своего газа из России, примерно 140 миллиардов кубометров в 2021 году, 35% своей сырой нефти и 50% угля.
В Венгрии премьер-министр Виктор Орбан заявил, что будет выступать против энергетических санкций на уровне ЕС. «Хотя мы осуждаем вооруженное наступление России, мы не позволим заставить венгерские семьи заплатить за это», — сказал Орбан.
В прошлом году Венгрия подписала новое 15-летнее соглашение о поставках газа с «Газпромом». Хотя Россия доминирует в поставках газа в Венгрию, Будапешт подстраховался возможность получать газ с терминала СПГ в Хорватии.
В Болгарии премьер-министр Кирилл Петков заявил, что его правительство поддерживает санкции в отношении России, но будет добиваться исключения из санкций запрета на импорт энергоносителей. «Болгария поддержала бы всевозможные меры, но эти два (нефть и газ), может быть, мы бы попросили об исключении... Сейчас у нас нет текущих альтернатив. Мы слишком зависимы», – сказал Петков. Болгария на 70% зависит от поставок газа от «Газпрома», остальные 30% поступают из Азербайджана.
Единственный НПЗ Болгарии, принадлежащий российскому Лукойлу, обеспечивает более 60% топлива страны. Болгария также на 100% зависит от России в отношении ядерного топлива.
Остальные страны Европы выжидают общей позиции ЕС.
Франция заявила, что готова ввести энергетические санкции против России, но также стремится поддерживать открытый диалог с Москвой. Отвечая на вопрос, поддержит ли Париж бойкот российской нефти и газа, министр торговли Франк Риестер сказал: «Франция готова принять дополнительные решения, чтобы оказать давление на Россию в случае необходимости… Мы не закрываем никаких дверей, мы просто должны посмотреть, что эффективно в оказании давления на Россию, а также с учетом последствий, которые это может иметь для ЕС и его различных членов».
Министр труда страны Элизабет Борн заявила телеканалу LCI, что Total Energies и Engie должны рассмотреть вопрос о выходе из России. «Я здесь не для того, чтобы диктовать Engie и Total, что они должны делать. Ясно то, что мы хотим, чтобы экономические санкции были общими со всеми странами Европейского Союза и другими странами – Соединенными Штатами и Канадой».
На Россию приходится 17% французского импорта природного газа и 7% нефти. Уголь составляет незначительную долю в энергетическом балансе Франции, тем не менее, 30,2% французского импорта угля происходит из России.
Премьер-министр Испании Педро Санчес заявил, что Мадрид поддержит любые меры, принятые в координации с ЕС, включая запрет на экспорт из России нефти и газа, если это необходимо.
Испания в прошлом году купила 2,56 млн тонн российской нефти, что составляет всего 4,5% импорта нефти страны.
Что касается газа, то Пиренейский полуостров является центром для импортных терминалов СПГ. По данным аналитического центра Bruegel, регион может импортировать 40 ТВт-ч в месяц, но потребляет только 30 ТВт-ч. Существующие трубопроводы позволяют транспортировать дальше в Европу только 5 ТВт-ч в месяц, поэтому Франция возобновила переговоры с Испанией о строительстве нового газопровода.
В Финляндии премьер-министр Санна Марин призвала ЕС прекратить импорт ископаемого топлива из России «как можно скорее», но на данном этапе явно не поддержала запрет ЕС на импорт. «Я думаю, что мы должны избавиться от российского ископаемого топлива как можно скорее. Мы финансируем спецоперацию России, покупая у нее нефть, газ и другое ископаемое топливо», – сказала Марин.
Крупные финские бренды, такие как Fazer, Nokia, Wärtsilä и StoraEnso, покинули страну. Fortum, 56% акций которой принадлежит государству, в России владеет и управляет производством тепла и электроэнергии в Сибири. Fortum также инвестировал в ветровую и солнечную энергию в России. Компания заявила о прекращении новых инвестиций.
Финляндия импортирует из России две трети потребляемой нефти и газа и половину используемого угля.
В Италии премьер-министр Марио Драги не выразил поддержки или несогласия с энергетическими санкциями, заявив о необходимости единства ЕС в борьбе с последствиями спецоперации на Украине. Однако если ЕС предложит запрет на российскую нефть, Италия, вероятно, одобрит его. Италия импортирует из России 13% потребляемой нефти, 3% газа и 78% угля, доля которого в энергобалансе невелика – 3,43%.
Премьер-министр Португалии Антониу Коста выразил сомнения по поводу потенциального запрета на российские энергоносители, но не исключил такой возможности полностью. По мнению Косты, энергетические санкции в отношении Москвы «будут иметь двойное измерение» и нанесут ущерб европейской экономике. «Мы должны измерить то, что наиболее эффективно в давлении на Россию, но также измерить эффект отскока, который каждая из этих мер также оказывает на наши экономики и на жизнь наших обществ», — предупредил он. Португалия не импортирует нефть из России, однако на российский СПГ в прошлом году приходилось 10% импорта газа.
Чехия не заявила четкой позиции по поводу потенциального запрета ЕС на импорт энергоносителей из России. Чешские экономисты утверждают, что запрет на российский газ будет опасен для чешской экономики. В то же время, по их словам, страна могла бы легче справиться с запретом на нефть. Чешская Республика импортирует из России около 90% своего природного газа и 50% потребляемой нефти.
В Греции премьер-министр Кириакос Мицотакис заявил, что нереально запретить импорт энергоносителей из России, но добавил, что Европа должна быть готова, если Москва пойдет вперед и решит отключить кран. Благодаря газопроводу TAP доля российского газа в прошлом году сократилась до 33%. На долю России приходится 26% импорта нефти Греции.
В Словении правительство не делало публичных заявлений о запрете импорта энергоносителей из России. До сих пор разговоры были сосредоточены на необходимости диверсификации источников поставок, в первую очередь, с акцентом на природный газ, но никаких крупных объявлений сделано не было. Словения закупает 91% потребляемого газа на газовом хабе Баумгартен в Австрии, где доминирует российский газ.
В Румынии ни правительство, ни президент Йоханнис не говорили о запрете российских энергоносителей. Тем не менее, они призывают ЕС исключить свою зависимость от российского газа. В 2021 году Румыния импортирует 30% потребляемого газа, более 80% которого поступало из России.
По оценкам инвестиционного банка Standard Chartered, сообщила Financial Times, страны ЕС на начало марта платят России за нефть примерно 550 миллионов долларов в день за нефть, что соответствует 200 миллиардам долларов в год.
Сербия: нас наказали.
Новые меры Совета ЕС в отношении энергетического сектора РФ бьют не по интересам России или Евросоюза, но по Сербии, где нефтяная инфраструктура принадлежит государству и российской «Газпром нефти», заявил президент страны Александр Вучич. «Суть в том, что европейцы себе оставили возможность на своей территории работать с «Газпром нефтью», импортировать из России, но третьи страны, где нефтеперерабатывающие заводы или компании в собственности россиян, не смогут экспортировать и импортировать нефть. Они так наказали не русских и себя, а нас», – полагает сербский лидер.
Материал подготовлен Институтом развития технологий ТЭК (ИРТТЭК).