Результаты исследования, проведенного российскими экономистами Екатериной Вороновой и Хусаном Умаровым из МГИМО МИД показали, что в условиях экономического кризиса последних лет, вызванных пандемией Covid-19, исламский банкинг, основанный на религиозных принципах шариата, в частности, запрещающих процентное кредитование, демонстрирует устойчивый рост.
Полный вариант исследования ученые представят 17-20 февраля в Барнауле в рамках II Международного научно-практического форума «Инновационное и устойчивое развитие сложных социально-экономических систем» («CSES 2022»), в котором предполагается участие свыше 300 представителей из более чем 80 вузов, научно-исследовательских организаций и предприятий реального сектора экономики из 30 субъектов федерации России, а также Чили, Казахстана и Узбекистана.
Российские экономисты д.э.н., завкафедрой учета, статистики и аудита Екатерина Юрьевна Воронова и к.э.н. Хусан Сунатуллаевич Умаров (МГИМО МИД РФ) в течение ряда лет изучали этические принципы системы беспроцентного кредитования, принятые в исламском банкинге, который за последние 40 лет демонстрирует общемировой стабильный рост.
«Сегодня исламский банкинг зарекомендовал себя как современная, отлаженная и надежная система, эффективно защищенная от кризисных и катастрофических финансовых ситуаций за счет жесткого распределения прибылей и убытков, запрета процентного кредитования, которое в первую очередь направлено на получение прибыли кредитором, а не на прибыльное сотрудничество с заемщиком, и соблюдение ряда других специфических постулатов шариата», - говорит Хусан Умаров.
Отталкиваясь от исследования голландского экономиста Ханса Виссера (Амстердам), тандем российских ученых дал анализ и оценку эффективности действующих в мировой экономике уникальных исламских инструментов кредитования, таких как «сукук», «кардх аль-хасан», «садака», исламское микрофинансирование, а также особенности инвестиционно-сберегательных счетов и деятельности средних и малых предприятий в исламском банкинге.
Напомним, что ислам запрещает отдачу денег в рост, что является противоречием для традиционной европейской банковской деятельности. За многие века своего развития уникальный исламский банкинг выработал целую систему инструментов кредитования, которые не противоречат шариату. Сегодня кредитование в исламских странах регулируется основными постулатами резолюции Совета Исламской юридической академии (FIQHA), расположенной в городе Джидда Саудовской Аравии, «О банковских процентных операциях и проведении операций с исламскими банками», в которой формально устанавливается запрет на необоснованное увеличение суммы кредитной задолженности или введение ссудных процентов.
Российские ученые констатируют, что традиционная система кредитования, получившая широкое распространение в мире, продемонстрировала недостаточную гибкость и сложность реализации в условиях непредсказуемых экономических событий последних лет, таких как крупнейшие финансовые кризисы 2008 и 2009 гг., рекордное падение цен на нефть в 2014 г., и особенно в период экономического кризиса 2020-2021 гг., вызванного пандемией Covid-19. Вместе с тем данные отчета Исламской корпорации развития частного сектора экономики (ICD) за 2021 г. свидетельствуют о росте мировых активов исламских финансов до 3,69 трлн. долларов, что позволяет поддерживать оптимистичные прогнозы о естественном повышении интереса банковского сообщества к построению процессов в исламском банкинге. В отличие от своего западного визави система беспроцентного кредитования в исламских странах ориентируется на справедливое распределение доходов между гражданами разных социальных групп. Эксперты признают, что исламские финансы направлены на создание особой финансовой среды, более чуткой к изменениям в экономике и лояльной ко всем слоям общества, что и было подтверждено в период пандемии.
Например, ядром модели беспроцентного кредитования, единственно возможной в исламской системе финансирования, является благотворительный кредит - «кардх аль-хасан». В этом случае заемщик должен вернуть банку только взятую сумму, хотя заемщик может вернуть дополнительные деньги в качестве благодарности. Подобные ссуды в исламских странах используются как попытка уменьшить бедность и обеспечить экономический рост. Кардх аль-хасан в настоящее время становится ценным инструментом финансирования, который может быть распространен на человека любого социального статуса.
В качестве важнейшего финансового инструмента исламского банкинга, доказавшего свою эффективность для ликвидации последствий экономического и финансового кризисов, охвативших мир в марте 2020 года в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, Екатерина Воронова и Хусан Умаров называют «сукук» - исламский эквивалент облигаций, обеспечивающий негарантированный доход за счет прибыли финансируемого мероприятия. Специалисты Исламского банка развития ISBD (Джидда, Саудовская Аравия) признают, что социальный сукук позволил не только открыто продемонстрировать вклад ведущего банка страны в помощь людям, пострадавшим от Covid-19, но и реально минимизировать экономический ущерб, нанесенный пандемией населению. Модель социальной помощи, организованная ISBD, стала эталоном финансового поведения в период нестабильности и стагнации для других отраслей и финансовых институтов Саудовской Аравии. Кстати, опыт реализации этого специфического инструмента есть и в России. В 2017 г. Банк России принял решение о государственной регистрации выпуска неконвертируемых процентных документарных облигаций на предъявителя. Выпуск был технический, организован компанией из Татарстана для проработки техники выпуска подобного рода облигаций, имел одобрение со стороны шариатского эксперта. Объем выпуска составил 1 млн. рублей. Облигации имели срок погашения 62 дня и размещались по закрытой подписке.
В то же время российские ученые отмечают и неизбежные сложности, связанные с полноценным внедрением инструментов исламского банкинга в западной банковской среде, сильное сопротивление банковского сообщества, страх перед новыми финансовыми инструментами как у простых людей, так и у крупных и малых организаций.
Тем не менее, растущая популярность исламского банкинга в мировой экономике, открытое освещение этики, проблем и преимуществ системы беспроцентного кредитования позволяет российским ученым декларировать благоприятное будущее исламских инструментов в постковидный период. Результат исследования позволяют оценить недостатки и преимущества внедрения исламских финансовых продуктов с учетом текущей экономической ситуации: постпандемического кризиса, стагнации традиционных финансовых институтов и необходимости длительного периода восстановления ведущих экономик мира.
Доклад Х.С. Умарова и Е.Ю. Вороновой «Этика и проблематика исламской системы кредитования» будет представлен на II-ом международном научно-практическом форуме «Инновационное и устойчивое развитие сложных социально-экономических систем» («CSES 2022»), который проводится Ассоциацией поддержки научных исследований (г. Барнаул) в кооперации с Университетом им. Бернардо О’Хиггинса (г. Сантьяго, Чили), МИРЭА - Российским технологическим университетом-МИРЭА (г. Москва), Российским государственным социальным университетом (г. Москва), Институтом образования Кемеровского государственного университета (г. Кемерово) и Сибайским институтом (филиалом) Башкирского государственного университета (г. Сибай, Россия). Основная часть мероприятия пройдет 17-18 февраля в форме zoom-конференции. Формат работы форума предусматривает и постерную онлайн-сессию, которая состоится с 7 февраля по 20 марта 2022 г.