Наступивший год за прошедший неполный месяц уже принес немало новшеств в жизнь россиян. В частности, наконец-то была унифицирована система расчета кредитного рейтинга в бюро кредитных историй. Раньше каждое из них могло использовать собственную шкалу с индивидуальной интерпретацией. Например, в НБКИ максимальный балл составлял 850, а по шкале бюро ОКБ можно было получить и 1250 баллов. И такое разночтение создавало трудности – причем и заемщикам, и банкам. С 2022 же года все бюро кредитных историй обязаны использовать при оценке заемщиков одинаковую 999-балльную шкалу и единые критерии оценки, утверждаемые Банком России.
Причем действительно важным и полезным новшеством по мнению экспертов компании «ЛионКредит» стал именно переход к общим критериям распределения баллов. Дело в том, что в разных БКИ диапазоны оценок для разных категорий заемщиков серьезно различаются. То есть даже при использовании одинаковой шкалы заемщик мог получать разный класс надежности. Как следствие, шансы получить кредит в большей степени зависели бы не от объективных показателей, а банально от того, с каким бюро работает тот или иной банк.
Более того, БКИ теперь должны будут указывать и основные факторы, влияющие на кредитный рейтинг заемщика. И по таким сведениям можно будет понять, почему система выставила тот или иной балл и какими способами его можно поднять.
Одновременно на новый уровень выходит система поддержания качества КИ. Несмотря на то, что в последние годы Центробанк строго контролирует работу БКИ и ведение кредитных историй, в последние нередко попадают ошибочные сведения. А исправить их можно было только путем обращения непосредственно в бюро. А это создавало немало трудностей, отмечают специалисты «ЛионКредит» со ссылкой на собственную практику.
Теперь же процедура оспаривания ошибочных записей в КИ фундаментально упростилась. Отныне заемщику предлагается выбор: он может по старинке подать заявку в БКИ или же обратиться непосредственно в свой банк. Последний при получении такого обращения обязан в 10-дневный срок провести проверку сведений – и вынести соответствующее решение. Причем подавать заявления в банк можно в онлайн-формате – ЦБ настоятельно рекомендует использовать именно такой формат работы. А это дополнительно упрощает задачу заемщика.
Следующее важное новшество – упрощенный порядок восстановления кредитной истории. При банкротстве банка или отзыве у него лицензии часть переданных им в БКИ сведений может быть утрачена. На практике это означает, что плательщики могут потерять положительные записи из своего досье. Теперь же банки смогут проверять и передавать в БКИ сведения об отсутствии задолженности по кредиту даже на стадии конкурсного управления и введения временной администрации. Причем на такую проверку им отводится не более 20 рабочих дней.
Среди других изменений в работе БКИ специалисты «ЛионКредит» отмечают следующие:
Срок хранения кредитных историй сокращен с 10 до 7 лет с момента последнего изменения.
Передавать сведения в бюро банки отныне обязаны в течение 3 рабочих дней вместо прежних 5 – следовательно, информация в КИ, а вместе с ней и кредитный рейтинг, будет обновляться быстрее.
Каждый банк с кредитным портфелем по физическим лицам свыше 100 млрд рублей теперь должен работать минимум с 2 бюро кредитных историй.
Важное замечание по последнему пункту: в указанное количество не могут входить БКИ, принадлежащие конкретному банку минимум на 10%. Например, ОКБ практически полностью принадлежит Сберу – значит, последний должен по правилам работать еще как минимум с 2 другими БКИ. На практике получается, что все крупные кредиторы будут обязаны обмениваться сведениями с 2, а то и с 3 бюро.
И напоследок еще одно нововведение: с 2022 года сам по себе запрос в БКИ не является основанием для заведения кредитной истории на гражданина. То есть сформирована она будет только после того, как заемщик подаст заявку на кредит и получит по ней то или иное решение.