«Мама, мы все тяжело больны.
Мама, я знаю, мы все сошли с ума»
Виктор Цой
Современный мир всё чаще напоминает мне тяжелобольного человека на больничной койке, которого если когда-то и пытались лечить, то теперь на него попросту махнули рукой: болезнь прогрессирует с каждым днём, приобретая всё новые и новые формы, стремительно пожирая организм.
Как нельзя лучше симптомы этой страшной и коварной болезни отражаются в культуре. Издавна гении мировой литературы и искусства обличали в своих произведениях пороки общества. На память сразу приходят живые примеры: остросоциальные «Мёртвые души» Н. В. Гоголя и «Горе от ума» А. С. Грибоедова, антиутопия «1984» Джорджа Оруэлла. В музыке отметим оперу Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок», основанную на сказке А. С. Пушкина «Сказка о золотом петушке», высмеивающей царское самодержавие. А чего стоят глобальные полотна Иерониумуса Босха, в которых гениальный художник передал все грехи рода людского.
Безусловно, уже в двадцатом веке и тем более в нашем, двадцать первом - к литературе, музыке и живописи прибавилось искусство кино. Несомненно и то, что на данный момент оно передовое: бюджет фильмов зачастую насчитает сотни миллионов долларов; в прокате многие фильмы собирают уже миллиарды; известные актёры и актрисы давно затмили ученых и даже политиков своей популярностью. В киноиндустрии режиссёры указывают на животрепещущие социальные проблемы, используя разные жанры: это и триллер, и драма, и боевик. В последние годы зрительский интерес к картинам, обличающим пороки общества, неуклонно возрастает, вследствие чего выходят такие, например, картины, как: «Джокер» (2019), «Паразиты» (2019), «Игра в кальмара» (2021) и «Не смотри наверх» (2021) - о котором мы сегодня и поговорим.
Забегая вперёд, отмечу: если вы ещё не смотрели этот фильм, то рекомендую это сделать - впереди ждут спойлеры.
Однако по порядку. «Не смотри наверх» - научно-фантастический фильм, снятый в жанре сатиры. Причем настолько сильной сатиры, что к концу фильма зрителю не захочется юморить, ибо происходит совершенно обратный эффект.
Обратимся к сюжету. В центре сюжета - аспирантка факультета астрономии Университета штата Мичиган, Кейт Дибиаски, и её профессор доктор Рэндалл Минди. Кейт обнаруживает неизвестную ранее комету, которая движется по направлению к Земле. По предварительным подсчётам профессора, данное небесное тело такого огромного размера, что в случае столкновения с Землёй (который, к слову, равен 99.97%) - человечество прекратит своё существование…
С первых же минут просмотра зритель погружается в полный абсурд происходящего. Чтобы зрителю скорее в него (абсурд) погрузиться, его ждёт весёлая шутка Джека Хэнди: «Я хочу умереть спокойно: во сне, как мой дедушка - а не кричать от ужаса, как его пассажиры». Вообще слаженная работа оператора и режиссёра фильма умело акцентирует внимание зрителя на мелочах, бесконечных отсылках и «пасхалках». Это касается как образов персонажей: на мой взгляд, Кейт уже своим внешним видом не вызывает особого доверия («встречают по одёжке - провожают по уму»), так и фоновых музыкальных заставок, фотографий, картин.
В суровой реальности, когда ожидается/случается катастрофа - неважно, природная или техногенная, существует определённое время на оценку степени глобальности проблемы, на поиск путей её решения, на алгоритм ликвидации последствий. Этот сложнейший процесс, связанный в длинную цепочку ответственными должностными лицами, должен привести к сведению последствий катастрофы к минимуму.
Но одно дело, когда этот механизм чётко отлажен, когда каждое звено в нём подходит к делу с максимальной ответственностью, пониманием и анализом ситуации (как это было, например, при страшной Чернобыльской катастрофе). И совсем другое дело, когда забюрократизированный аппарат, состоящий целиком из людей, некомпетентных в вопросах своей деятельности, не желает своевременно реагировать на проблемы.
С этого и начинается постепенное развитие фильма.
- Почему вы сразу не обратились в центр астероидов?.. - спрашивает глава управления по координации планетарной обороны Тедди Оглторп (оказывается, и такое существует [1]). На что директор НАСА Доктор Колберт, не замечая вопроса, спокойно сообщает о том, что на землю надвигается астероид диаметром в несколько десятков километров. Спокойствие непонятно, ведь это небесное тело при ударе способно мгновенно уничтожить планету. Согласно проведенным расчётам, комета должна упасть через полгода. Времени НЕТ.
Но серьёзность проблемы осознают только три человека: Кейт, Рэндал и Тедди.
Главных героев отправляют на военно-транспортном самолёте в Вашингтон. Почему не чартер – возникнет вопрос? Всё просто: когда делом занимается какое-то государственное ведомство, гораздо быстрее и проще воспользоваться тем, что есть в наличии этого ведомства: например, служебным автомобилем, грузовиком, ну или транспортником, как в данном случае. Такое часто происходит в реальной жизни, и те, кто хоть как-то связан с военными и другими госструктурами, подтвердят мои слова.
Дальше главных героев ждёт настоящая «комедия». Представители Белого дома не торопятся принять учёных и главу управления по координации планетарной обороны.
- Они точно знают о нас?.. – справедливо задаётся вопросом Рэндел. «Точно не знают» - на этом режиссёр делает акцент. У элиты общества свои неотложные дела: проблемное лоббирование своего кандидата в судебные органы или принятие поправок в очередной государственный документ. Разве есть время задаваться вопросом о какой-то там планетарной катастрофе или опасном вирусе, когда на кону - личная власть и очень большие деньги?..
Однако бомонд всё же «разоряется» на двадцатиминутную встречу, в ходе которой главным героям строжайше запрещают разглашать информацию, которой они владеют: ведь огласка может нанести колоссальный удар по репутации властей и породить панику.
Зритель, конечно, симпатизирует учёным: ведь власти, эти откровенные моральные «уроды», всем своим пренебрежительным и высокомерным поведением показывают отношение к грядущей катастрофе. Планете - хана, и с этим надо что-то делать сейчас! - а у них выборы через три недели. Зрителя неминуемо подталкивают к мысли: что будет с людьми, когда они узнают, что «мы все умрём»?.. Режиссёр отлично продемонстрирует это в эпизоде разговора в кафе. Людей ждут массовые погромы, мародёрство, грабежи, убийства - и прочее, к чему приводит анархия, воцарившаяся вместо грамотного и сильного управления. Людям нечего терять, они стали свободны от ответственности за себя и семью (к чему, если всё равно «все умрём»?). К слову – очень показателен в этом отношении роман Франсиса Карсака «Бегство земли», где как раз отлично показаны действия людей и правительства в ожидании подобной же катастрофы.
Но вернёмся к фильму. Получив явный отказ от властей (!), герои решают довести до общества информацию о грядущей катастрофе через СМИ. Однако попав на ток-шоу «The rip», Кейт и Рэнделл вновь сталкиваются с непониманием. Их слова никто не воспринимает всерьёз, а выходка Кейт ещё больше усугубляет ситуацию. В целом же вся сцена с ток-шоу великолепно изображает наше общество в миниатюре. Широкие массы с отвисшей челюстью следят за интригами и скандалами «звёзд», с радостью наблюдает за роющимися в грязном белье тех же «звёзд» ведущими; обожают яростные перепалки в госаппарате; смакуют детали садистских убийств и громких ДТП. Но никогда в подобных ток-шоу не поднимут проблемы окружающей нас повсеместной нищеты, ужасающей разрухи и стремительной деградации. Клепать «мемасики» для вконтактиков, ежечасно пополнять инстаграм (Запрещенная в РФ организация) фоточками ради лайков, снимать весёленькие ролики для «тик-токов» - оно, конечно, важнее.
С другой стороны, народ вроде как тоже можно понять: сколько раз нам уже обещали «конец света»?.. 1284, 1666, 1986, 2012 – ах да, ещё ждём 2061 год [2]. Благодаря успешно тиражируемому бреду с телеканалов, подобных «РЕН ТВ», люди бросаются из крайности в крайность - от конспирологии до полного отрицания явления: «27% населения отрицают существование кометы - и их число растёт», или «56% россиян готовы поверить, что коронавирус – следствие заговора мировой элиты» [3].
Итак, властям грядущий апокалипсис – по барабану; народ поржал и тоже не поверил. Казалось бы, всё - «кранты», как вдруг в сюжете обнаруживается «рояль в кустах». Выясняется, что Президент США некогда имела интимные связи с кандидатом в Верховный суд Соединённых штатов. И для повышения своего нынешнего скорбного рейтинга перед выборами ей нужно решить выше озвученную проблему человечества. Хотя в принципе госпожа президент могла бы просто заплатить пенсионерам и представителям силовым структур.
Появляется надежда: мир будет спасён!.. Понятное дело, начинает готовиться широкомасштабная операция по спасению Земли; быстро появляется отважный герой, готовый широкой грудью встать на защиту жизней всех граждан планеты, как вдруг…
Интересы человечества вразрез расходятся с интересами мирового капитала – о, режиссёр просто великолепно запечатлел всё зло по имени «Капитал» в образе компании «BASH». Оказывается, что падающая на Землю комета-убийца несёт в своём тулове невиданные залежи редкоземельных природных ископаемых стоимостью …надцать триллионов долларов. Естественно, свалившиеся в буквальном смысле на голову несметные богатства спасут несчастное человечество от голода и бедствий (на Земле-то всё богатство уже давно поделено между избранными, так что ждать его, кроме как с неба, неоткуда). А всего-то надо раздробить астероид и направить его в океан!.. И будет всем счастье.
«Великолепный план, Уолтер, просто офигенный, и если я правильно понял, надёжный, как швейцарские часы!» [4] - хотелось бы сказать главным героям. Но не успеваем: от них легко избавляются.
Отдельно хочется рассмотреть эпизод с презентации нового смартфона компании «Bash». Как там было:
- не смотреть в глаза;
- избегать резких движений;
- избегать неприятного выражения лица.
Демократично, не правда ли?.. Вообще портрет основателя компании, технологического миллиардера Питера Ишервелла - хорошая калька с современных владельцев крупного капитала. Они всегда «втюхают» вам что, что вам «надо» (хотя вы об этом даже не догадывались). Они знают о вас больше, чем вы сами знаете о себе. И нет такого преступления, на которое они не рискнули бы пойти ради больших денег - хотя бы и под страхом виселицы.
…Комета становится видна с Земли невооружённым взглядом. Рэндл, Кейт и Тедди организуют кампанию «Посмотрите наверх», и призывают другие страны осуществить операции по перехвату кометы. В противовес им администрации США проводит свою акцию – «Не смотрите наверх». Соединенные Штаты исключают Китай, Индию и Россию из участия в контракте по разработке кометы, и эти страны предпринимают совместную попытку изменить траекторию небесного тела, но очередной «рояль» сгорает ярким пламенем - космический корабль взрывается при запуске на космодроме Байконур. Попытка «BASH» взорвать комету на части также заканчивается провалом. Становится ясно - человечество обречено.
Да, комета, само собой, упадёт на Землю.
Финал фильма правильный: happy end зритель не увидел.
Любой грамотный человек, хотя бы мало-мальски знакомый с историей экономики и современной экономикой, геополитикой и политикой, понимает, что всё так и будет. «Комета» упадёт – но не обязательно с неба. Она гораздо ближе.
Да, развитие событий фильма вполне вероятно в нашей с вами реальности, если мы ничего не изменим. Все социальные пороки, вся безнравственность, «хождение по трупам», показанные в картине - порождение нынешней экономической системы, чья цель - не жизнь в созидании и гармонии с собой и природой, а жизнь ради денег, ради обогащения. Пусть не растёт больше трава на залитой мазутом земле, пусть догорают леса (построим на их месте небоскребы), пусть океан захлёбывается в мусоре, а животных мы скоро будем видеть лишь на страницах Красной книги - плевать! - доллар всему голова. Человечество не спасти от «кометы» до тех пор, пока у власти находятся денежные толстосумы, паразитирующие по всей планете.
«Наша планета - наш дом. Из него мы не можем уйти. Мы утешали себя тем, что природа мудрая, что она сама найдет пути к спасению. Сегодня еще шумят леса и смеются наши дети, сегодня еще богаты наши недра и поют птицы. На наш век хватит, говорили мы. А вот не хватило! Нет рек и зверей, исчерпаны недра, нет воздуха, каждый второй неизлечимо болен, каждый третий ребенок рождается уродом» [5].
Картина «Не смотри наверх», написанная своими создателями яркими, резкими мазками, достойна скрупулезного разбора. Каждая минута фильма заслуживает детального анализа – многое на поверхности, а о многом можно догадаться, если подумать.
Пациент тяжело болен - это очевидно. Описание болячки «капитализм» постоянно дополняется в истории болезни всё новыми и новыми симптомами в виде злокачественных опухолей. И если не лечить эту болезнь комплексной терапией, иногда и оперативным путём, то пациента можно и потерять.
Я не врач, но твёрдо уверен, что лекарство от болезни существует. В рецепте мировой истории ХХ века ясно вписано его название - социализм и коммунизм. Только так мир придёт к созиданию в развитии. А пока всем нам, мыслящим людям, предстоит очень много работы - и работы в постоянной борьбе…
Победа с теми, с кем правда!
Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
1. https://tass.ru/kosmos/2578763
2. https://www.bbc.com/russian/society/2012/12/121220_end_of_the_world_predictions
3. https://lenta.ru/articles/2021/01/28/corona/
4. «Большой Лебовски», х/ф 1998 г.
5. Кир Булычёв, «Через тернии к звёздам».