В этом уверен Георгий Смирнов, Директор по развитию компании Lasmart.
Цикличность сезонного и праздничного товарооборота неизменно демонстрирует затишье после новогоднего ажиотажа. Январский жесткий провал продаж заканчивается примерно 25-27 числа, вместе с получением первой в новом году зарплаты. Но, говоря о постновогоднем затишье, часто упускается из виду такой сегмент, как DIY. Как ни странно это звучит, но январские праздники и неделя, следующая за ними, это время ремонта квартир. По данным компании Lasmart, в эти дни из года в год наблюдается ажиотажный спрос на товары в гипермаркетах DIY. Следует отметить, что начало спроса обычно фиксируется не позднее 2 января.
«Считается, что второго января наши сограждане доедают салаты и досматривают новогодние программы. Но если вы заглянете в этот день, например, в строительные гипермаркеты, то вы обнаружите толпы людей, скупающих обои, шпаклевку, краску и прочие товары для ремонта, - уверен Георгий Смирнов. - Зная наступающий ажиотажный спрос, ритейлеры сегмента DIY заранее готовят программу скидок и акций, с полдюжины которых остаются актуальными до середины, а то и до конца января».
Наступивший 2022 год не стал исключением. Ряд открытых источников фиксирует рост оборота товаров для ремонта на 12% по сравнению с праздниками 2021 года. Вместе с ростом спроса на товары для ремонта, по утверждениям некоторых ритейлеров, был также зафиксирован и рост спроса на бытовую технику, товаров категории «Красота и уход», а также, на товары для животных.
«Очевидно, что оживление спроса в данных категориях не является случайным, оно повторяется год от года, и в него вовлекаются все новые сегменты, - считает Георгий Смирнов, - соответственно, одних заранее запланированных акций в качестве действенного инструмента вскоре станет недостаточно, чтобы получить максимальную прибыль на всплеске покупательского спроса. Необходимо эффективнее использовать полочное пространство, заранее формировать концепцию выкладки товара в сезонные пики. И речь в данном случае идет не о креативном, а о прагматичном подходе. Далеко недостаточно красиво разложить товар горкой или как-нибудь еще, чтобы привлечь покупателя. Прагматичный подход состоит в том, чтобы, на основании накопленных данных о продажах последних лет на данном отрезке времени, максимально эффективно спроецировать текущую ассортиментную матрицу под выкладку, с учетом наиболее продаваемых позиций. Без применения специального алгоритма это практически невозможно».
Специалисты Lasmart отмечают еще одну специфику январского спроса. Вторая особенность января заключается в том, как как ведет себя сегмент товаров для свадебных церемоний. «Так называемый, «высокий сезон», у свадебных салонов начинается первого января, - отмечает Георгий Смирнов, - Объясняется это очень просто: многие делают предложение именно в канун Нового года. Поэтому 1 января свадебные салоны, как правило, открыты».
Исходя из опыта полочного планограммирования для разных сегментов ритейла, что средний срок покупки свадебного платья и прочих атрибутов составляет длинный цикл, и редко укладывается в один месяц. Начало января посвящено осмотру и выбору моделей, оценке бюджета, а позднее – заказу изделия и его подгонке. Пик продаж приходится на весенние и летние месяцы. Хотя специалисты настаивают, что второе десятилетие двухтысячных богато и зимними свадебными событиями в так называемые, «двойные даты». В этом году зимний пик свадебных церемоний ожидается в очередную двойную дату – 22.02.2022, не считая уже ставшего традиционным Дня Святого Валентина, 14 февраля.
Эта дата также открывает сезон гендерных праздников, которые влекут за собой новую волну праздничного ассортимента и спроса на него. Хотя и 23 февраля, и 8 марта считаются равнозначными «мужским» и «женским» днями, большинство ритейлеров сходятся в мнении, что именно 8 марта с точки зрения праздничного ассортимента и товарооборота является вторым по значимости после новогодних праздников.
И 2022 год, по всей видимости, подтвердит эту тенденцию.