Увеличение положительного сальдо счета текущих операций произошло вследствие опережающего роста стоимостного объема экспорта в основном из-за взлета мировых цен на сырьевые товары.
По отдельным позициям вырос и физический объем экспорта в IV квартале 2021 года по сравнению с тем же периодом 2020 года. В частности, значительно расширились зарубежные поставки российских вакцин. Поддержку экспорту оказало ослабление ограничений добычи нефти в рамках ОПЕК+. В то же время физический объем вывоза металлов сократился из-за экспортных пошлин.
Стоимостный объем импорта товаров в IV квартале 2021 года вновь существенно превысил уровень соответствующего квартала 2019 года, хотя его увеличение по сравнению с аналогичным периодом 2020 года замедлилось в том числе из-за производственных ограничений в мире.
Платежный баланс Российской Федерации (IV квартал 2021 г.).
В IV квартале 2021 г. профицит счета текущих операций увеличился до исторического максимума за счет опережающего роста стоимостного объема экспорта.
Расширение экспорта по сравнению с аналогичным периодом 2019 и 2020 гг. преимущественно обусловлено высокими мировыми ценами на сырьевые товары. По сравнению с соответствующим периодом предыдущего года вырос и физический объем экспорта по отдельным позициям. В частности, значительно расширились зарубежные поставки российских вакцин. Поддержку экспорту нефти оказало ослабление ограничений добычи в рамках ОПЕК+. В то же время физический объем вывоза металлов сократился из‑за повышения экспортных пошлин.
Рост стоимостного и физического объема импорта товаров по сравнению с аналогичным периодом 2020 г. замедлился в том числе из‑за ограничений объемов выпуска в мире. Вместе с тем стоимостный объем импорта в IV квартале 2021 г. вновь существенно превысил уровень 2019 года.
В условиях более значительных поступлений от экспорта и улучшения финансовых результатов компаний чистое кредитование частным сектором России остального мира расширилось при наращивании иностранных активов в основном в форме прямых инвестиций.
Международные резервы к концу 2021 г. достигли очередного исторического максимума, преимущественно за счет покупки иностранной валюты в рамках бюджетного правила в условиях высоких цен на нефть, а также распределения в пользу Российской Федерации СДР в III квартале 2021 года.
Счет текущих операций.
Положительное сальдо счета текущих операций увеличилось до исторического максимума. В IV квартале 2021 г. оно расширилось до 42 млрд долл. США. Профицит за 2021 г. в целом достиг 120 млрд долл. США и стал максимальным за всю историю наблюдений (2020 г.: 36 млрд долл. США; 2019 г.: 65 млрд долл. США). Рост профицита счета текущих операций произошел за счет увеличения торгового баланса благодаря стремительному росту экспорта из‑за взлета мировых цен на сырьевые товары. Кроме того, дефицит баланса услуг хотя и расширился по сравнению с 2020 г., но все еще был меньше, чем в 2019 г.: импорт услуг оставался низким из‑за сохраняющихся ограничений на поездки в связи с пандемией.
Экспорт товаров и услуг.
Экспорт товаров.
В IV квартале 2021 г. значительный рост стоимостного объема экспорта товаров продолжился. Он увеличился на 57% г / г и почти на треть по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Помимо благоприятной ценовой конъюнктуры на мировом рынке, поддержку экспорту оказало оживление экономики стран – торговых партнеров России. По данным ФТС России, стоимостный объем экспорта из России в ЕС-27 увеличился в октябре – ноябре 2021 г. в два раза год к году и почти на 30% к аналогичному периоду 2019 г., а в Китай – на 60 и 29% соответственно.
Нефть. Стоимостный объем экспорта нефти и нефтепродуктов в IV квартале 2021 г. расширился на 82% г / г при росте цены нефти марки Urals на 76% г / г. Поддержку нефтяному экспорту оказало увеличение добычи нефти в России в связи со смягчением ограничений ОПЕК+. По данным Минэнерго России, физический объем добычи нефти в России в IV квартале 2021 г. вырос на 9% г / г. Вместе с тем поскольку ограничения в рамках ОПЕК+ пока продолжают сдерживать добычу, физический объем нефтяного экспорта еще не достиг уровня IV квартала 2019 года. В то же время данный негативный эффект был более чем компенсирован ценой. По сравнению с IV кварталом 2019 г. стоимостный объем экспорта нефти и нефтепродуктов вырос на 6%.
Природный газ. Темпы прироста стоимостного объема экспорта природного газа были высокими. В IV квартале 2021 г. он увеличился на 131% г / г и вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Его взлет обеспечивался только за счет резкого роста цены на газ на основном для России европейском рынке. По данным Всемирного банка, в декабре 2021 г. она поднялась до исторического максимума в условиях очень низких запасов в Европе. По данным европейской ассоциации Gas Infrastructure Europe, объем газа в европейских подземных хранилищах на конец 2021 г. составил лишь 53 млрд м3, что на четверть ниже среднего за предыдущие пять лет уровня. За IV квартал 2021 г. спотовая цена на газ в Европе составила в среднем более 1200 долл. США / тыс. м3, то есть выросла более чем в шесть раз год к году, в 6,5 раз – к аналогичному периоду 2019 г. и на 90% кв / кв. В то же время по сравнению со спотовой ценой на газ на европейском рынке средняя экспортная цена на природный газ России изменялась менее значительно. По данным ФТС России, в октябре – ноябре 2021 г. экспортная цена выросла примерно в три раза по отношению к аналогичному периоду 2020 и 2019 годов. Рост цен на газ привел к снижению потребления газа в ЕС на 10% г / г в III квартале 2021 г., по данным Евростата. В октябре 2021 г., согласно данным МЭА, продолжилось сокращение потребления газа европейскими странами ОЭСР по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Физический объем экспорта газа из России в IV квартале сократился. Тем не менее с начала года по ноябрь 2021 г. физический объем экспорта природного газа из России во все страны увеличился на 2,5% г / г. Физический объем экспорта газа и СПГ России в январе – ноябре 2021 г. находился вблизи многолетних максимумов, хотя и все еще ниже уровня 2019 года.
Ненефтегазовый экспорт товаров. Темпы прироста стоимостного объема ненефтегазового экспорта товаров в IV квартале 2021 г. оставались весьма высокими (+32% г / г и +43% к аналогичному периоду 2019 г.). В целом за 2021 г. стоимостный объем ненефтегазового экспорта товаров достиг рекордного уровня, в том числе за счет повышенных темпов роста экспорта металлов и химической продукции. Вместе с тем в IV квартале 2021 г. его расширение обеспечивалось преимущественно за счет роста мировых цен на многие сырьевые товары. Физический объем экспорта товаров демонстрировал неоднородную динамику. По некоторым товарам он увеличился. Например, из‑за пандемии экспорт вакцин в натуральном выражении по отношению к аналогичному периоду 2020 г. увеличился в пять раз в октябре – ноябре 2021 г. и более чем в четыре раза в январе – ноябре 2021 года. Вырос физический объем экспорта ряда удобрений в октябре – ноябре перед введением с 1 декабря 2021 г. временного количественного ограничения на их вывоз. В то же время снизился физический объем экспорта меди, алюминия и черных металлов из‑за действовавших в августе – декабре 2021 г. временных пошлин на металлы. Вывозные пошлины также сдерживали объемы экспорта пшеницы.
Экспорт услуг.
Экспорт услуг в IV квартале 2021 г. увеличился на 24% г / г в основном за счет расширения экспорта транспортных и прочих услуг. Кроме того, экспорт услуг в целом почти вернулся к уровню IV квартала 2019 г. (-0,5%). Хотя экспорт услуг по статье «Поездки» оставался на 68% ниже уровня IV квартала 2019 г., экспорт других категорий услуг превысил допандемический уровень. Экспорт телекоммуникационных, компьютерных и информационных услуг увеличился на 36% по сравнению с IV кварталом 2019 года. Существенно расширился также экспорт строительных и прочих деловых услуг.
Импорт товаров и услуг.
Импорт товаров.
Темп прироста стоимостного объема импорта товаров несколько уменьшился в IV квартале 2021 г., но оставался высоким: 22% г / г (III квартал 2021 г.: +29% г / г). Продолжил расти импорт отдельных категорий потребительских товаров. Например, стоимостный объем импорта лекарств увеличился на 38% г / г в октябре – ноябре 2021 г. в условиях неблагоприятной эпидемической ситуации. Увеличился импорт некоторых позиций одежды и обуви. Замедление роста отмечено в импорте машин, оборудования и транспортных средств. Основная причина – негативное влияние глобальных факторов, таких как логистические проблемы, разрыв цепочек поставок и дефицит полупроводников. По данным ФТС России, прирост стоимостного объема импорта автозапчастей замедлился до 11% г / г в октябре – ноябре 2021 г. (III квартал 2021 г.: +44% г / г). Стоимостный объем импортированных легковых автомобилей в октябре – ноябре 2021 г. уменьшился на 2% г / г (III квартал 2021 г.: +58% г / г), а их количество – на 13% (III квартал 2021 г.: +45% г / г). Прирост индекса ФТС России по физическому объему импорта всех товаров замедлился до 11% г / г в октябре и 10% г / г в ноябре 2021 г. (III квартал 2021 г.: +14% г / г).
Импорт услуг.
Стоимостный объем импорта услуг в IV квартале 2021 г. увеличился на 30% г / г (III квартал 2021 г.: +45% г / г) за счет расширения импорта услуг по статье «Поездки» и транспортных услуг в связи с частичным восстановлением зарубежного туризма. Количество российских туристов, посетивших Турцию в октябре – ноябре 2021 г., по данным Министерства туризма и культуры Турции, выросло до 1,1 млн человек, или на 78% г / г, и даже на 12% превысило уровень аналогичного периода 2019 года. Вместе с тем за январь – ноябрь 2021 г. количество направившихся в эту страну российских туристов оставалось на 34% ниже уровня января – ноября 2019 года. Турпоток из России в большинство других зарубежных стран снизился по сравнению с 2019 годом. Во многие страны ЕС, где российская вакцина пока не признана, турпоток из России был практически нулевым, несмотря на возобновление авиасообщения. В таких условиях импорт услуг по статье «Поездки» в IV квартале 2021 г. оставался вдвое меньше, чем в IV квартале 2019 г., при этом на протяжении всех четырех кварталов отставание по этой статье от уровней 2019 г. сокращалось. На фоне улучшения динамики турпотока и увеличения грузовых перевозок импорт транспортных услуг превысил уровень IV квартала 2019 г. на 7%. Импорт прочих услуг тоже расширился по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. (+8%) в большой степени за счет увеличения импорта строительных услуг. В результате импорт услуг в целом в IV квартале 2021 г. сформировался лишь на 10% ниже уровня IV квартала 2019 года.
Финансовый счет.
Органы государственного управления и центральный банк.
В IV квартале 2021 г. чистое кредитование органами государственного управления и центральным банком остального мира составило 2 млрд долл. США (IV квартал 2020 г.: чистое заимствование 0,4 млрд долл. США). Нетто-покупки нерезидентами российских государственных облигаций в IV квартале 2020 г. (1 млрд долл. США) сменились в IV квартале 2021 г. нетто-продажами в размере 4 млрд долл. США. Это произошло вследствие снижения интереса инвесторов к рисковым активам из‑за очередной волны пандемии и усиления геополитических рисков. Этому также способствовал пересмотр участниками рынка ожиданий по траектории ключевой ставки из‑за повышательного тренда инфляции.
Финансовые операции частного сектора.
Чистое кредитование частным сектором России остального мира увеличилось в IV квартале 2021 г. до 18 млрд долл. США (IV квартал 2020 г: 11 млрд долл. США), а в целом за 2021 г. до 72 млрд долл. США (2020 г.: 50 млрд долл. США).
При этом изменилась структура чистого кредитования. В отличие от 2020 г., когда оно сформировалось в большей степени за счет снижения внешних обязательств, в 2021 г. оно сложилось как результат роста иностранных активов частного сектора.
В условиях расширения поступлений от внешнеэкономической деятельности иностранные активы прочих секторов выросли на 16 млрд долл. США в IV квартале 2021 г. и на 84 млрд долл. США в целом за 2021 год. При этом в отличие от 2020 г., когда наибольший вклад внесли портфельные инвестиции, рост иностранных активов прочих секторов в 2021 г. произошел в основном в форме прямых инвестиций. В целом за 2021 г. их активы в форме прямых зарубежных инвестиций увеличились более чем на 50 млрд долл. США. Такой впечатляющий рост прямых инвестиций российских компаний за границу был обусловлен реинвестированием доходов на фоне улучшения финансового результата корпоративного сектора и вложением капитала в связанные иностранные компании.
В отличие от прочих секторов иностранные активы российских банков снизились одновременно с сокращением их внешних обязательств.
Иностранные обязательства прочих секторов уменьшились на 5 млрд долл. США в IV квартале 2021 г. за счет портфельных инвестиций из‑за снижения склонности глобальных инвесторов к риску в условиях пандемии. Вместе с тем в целом за 2021 г. прочие секторы нарастили иностранные обязательства на 16 млрд долл. США: их увеличение в виде прямых инвестиций в Россию с избытком компенсировало их снижение в форме портфельных инвестиций, ссуд и займов.
Международные резервы.
Резервные активы увеличились на 22 млрд долл. США в IV квартале 2021 г. за счет операций, отраженных в платежном балансе (IV квартал 2020 г.: -4 млрд долл. США). Их прирост обеспечивался в основном за счет покупки иностранной валюты в рамках бюджетного правила. В целом за 2021 г. резервные активы выросли на 64 млрд долл. США (2020 г.: -14 млрд долл. США). Помимо операций в рамках бюджетного правила, значительный вклад в их рост в целом за 2021 г. внесло выделение России СДР в размере 17,5 млрд долл. США в рамках решения МВФ о новом распределении СДР среди стран-членов. Описанное выше увеличение международных резервов лишь отчасти нивелировалось их сокращением за счет отрицательной переоценки из‑за укрепления доллара США и снижения цены золота, а также за счет отрицательных прочих изменений. В итоге уровень международных резервов увеличился к 1 января 2022 г. до 631 млрд долл. США, максимума за всю историю наблюдений (2021 г.: +35 млрд долл. США, 2020 г.: +41 млрд долл. США).