В 2022 году объем рынка автокредитования вырастет на 20% в денежном эквиваленте и превысит 1,3 трлн рублей, при этом в количественном выражении не изменится. Такой сценарий ожидаем при отсутствии дополнительных ограничительных мер ЦБ по охлаждению рынка или роста господдержки авторынка субсидированными программами. Об этом заявил Директор департамента розничных рисков Банка Зенит Александр Шорников.
«Рынок автокредитования переживает сложные времена. Сокращение поставок автопроизводителей из-за нарушений производственного цикла, вызванного последствиями пандемии, ограничивает потенциал органического роста кредитования. Дефицит машин и удорожание фондирования для банков увеличивает стоимость кредита для покупателя делает менее привлекательным само кредитование. Стимулом поддержки роста автокредитования остаются скидки, предлагаемые автосалонами за оформление кредитно-страховых продуктов, и сохраняющийся спрос потребителя. Возможность клиентов со средним уровнем дохода приобрести авто на собственные накопления без пропорционального роста реальных доходов будет снижаться, а доля продаж машин в кредит будет расти», — добавил он.
Кроме того, в ближайшее 6 месяцев уровень средних эффективных ставок по автокредитам вырастет на 2–3 % относительно конца 2021 года. Этому будет способствовать резкий рост стоимости фондирования для банков, последующий за ростом ключевой ставки. Сейчас некоторые кредитные организации работают практически с нулевой рентабельностью автокредитования. При этом рост ставок ограничен предельным уровнем ПСК. Повлиять на снижение ставок могут отказ от высокого комиссионного вознаграждения автодилера, выдавшего кредит, и переход к модели прямого автокредитования клиентов через сам банк, а не площадку автодилера.
Сумма автокредита в этом году вырастет вслед за стоимостью машин. В начале 2022-го новый фактор резкой волатильности валютного рынка и смена года производства добавит дополнительную коррекцию в рост цен, но после этого рост стоимости на новые авто до конца года ожидаются в пределах текущей инфляции. Соответственно, для клиента ежемесячный платеж по кредиту за иностранный автомобиль экономкласса при типовом взносе собственных средств в 20% вырастет на практике на 25–30%.