В курортном сезоне 2021 года в Ростуризм неоднократно поступали жалобы туристов на несоответствие заявленной категории звездности отелей на курортных территориях, особенно в Краснодарском крае и Крыму. На сегодняшний день Ростуризм усилил мониторинг за аккредитованными организациями, а также ужесточил контроль за заявленным уровнем «звездности». Данные обо всех нарушениях постоянно передаются Ростуризмом в Роспотребнадзор, за них предусмотрена административная ответственность. Ростуризм также напоминает, что с 1 января 2022 года классификацию должны проходить все отели без исключения.
По итогам курортного сезона Ростуризмом было выявлено, что значительное количество жалоб поступало на отели, классификацию которых проводила Общественная организация «Объединение граждан по защите прав потребителей «Курортный Крым». Претензии были рассмотрены Комиссией по апелляциям при Ростуризме, которая вынесла решение о дополнительной проверке на соответствие звездности отелей. Данная Комиссия была создана Ростуризмом в прошлом году в рамках налаживания системной работы по повышению качества туристических услуг.
В ходе проведения выездной инспекции трех крымских отелей были выявлены нарушения, связанные с несоответствием средств размещения заявленной звездности, что послужило поводом проведения дополнительной документарной проверки организации Федеральным агентством по туризму.
В ходе аудита документов ведомство в канун Нового года приказом 30 декабря 2021 года приостановило действие аттестата аккредитации организации. Причиной стали несвоевременное представление сведений о классифицированных объектах и нарушение правил о классификации гостиниц. В частности, организация классифицировала гостевые дома, находящиеся в жилом фонде, и проводила классификацию средств размещения не в соответствии с правилами.
По словам руководителя Ростуризма Зарины Догузовой: «Повышение качества туристических услуг является ключевой задачей Ростуризма, а работа с аккредитованными организациями – один из инструментов повышения уровня сервиса в отелях. Турист не должен платить за один уровень сервиса, гарантированный ему количеством звезд отеля, а по факту получать другой, меньше. Такие ситуации недопустимы, и мы будем жестко их пресекать. Сейчас готовим еще ряд выездных инспекций в 3 региона, где есть крупные курортные территории.
Хочу подчеркнуть, что мы не собираемся создавать дополнительную нагрузку на бизнес. Наша общая с бизнесом цель - это довольные и счастливые путешественники, которые с удовольствием будут возвращаться в чистые и комфортные отели на отдых вновь и вновь. Мы как государство должны создать для этого все условия».
Классификация объектов туристской индустрии в России начала действовать с 2011 года, на данный момент в Федеральном перечне туристских объектов 16 549 классифицированные гостиницы и 167 аккредитованных организаций. Несмотря на долгую историю, ни одного решения о приостановлении действия аттестата аккредитации ранее принято не было.
В связи с вышеизложенным Федеральное агентство по туризму напоминает о необходимости строгого соблюдения аккредитованными организациями порядка классификации объектов размещения, согласно Положению о классификации гостиниц. Ведомство также призывает воздерживаться от недобросовестных практик по присвоению гостинице определенной категории и выдаче по результатам классификации свидетельства без выездной экспертной оценки гостиницы, в том числе номерного фонда, персонала, а также предоставляемых в ней гостиничных услуг на их соответствие требованиям.
Ростуризм совместно с Министерством курортов и туризма Республики Крым продолжит работу по проверке жалоб туристов и работы организаций, осуществляющих их классификацию. По последним данным, всего в Крыму классификацию прошли около 900 средств размещения. Категорию «5 звезд» получили 10 отелей, «4 звезды» — около 50, «3 звезды» — 220, «2 звезды» — 150, «1 звезду» — 30, более 400 — «без звезд».