Руководитель Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Константин Костин дал интервью информагентству «ФедералПресс», в котором поделился своими впечатлениями от политических событий уходящего 2021 года.
Таким событием стали выборы депутатов VIII созыва Госдумы, которые прошли в условиях пандемии и экономического кризиса. При этом партия «Единая Россия» оказалась обладательницей большинства мандатов. По мнению Константина Костина, КПРФ, ЛДПР и СРЗП получили по итогам этих выборов «свой максимум».
КПРФ уверенно заняла второе место, завоевав 18,93% голосов избирателей – лучший с 2011 года результат. При этом партия могла бы получить еще больше – 25–30%. «КПРФ свой исторический шанс упустила», – убежден Костин. Партия провела вялую, бессодержательную кампанию, наполненную банальными лозунгами и успевшими наскучить людям предвыборными обещаниями. Костин считает, что программа коммунистов была проведена крайне непрофессионально. КПРФ не смогла ответить ни на один из стоящих перед ней вызовов. Единственный результат – федеральный список партии, желающей провести в Думу собственную элиту. Отложив решение насущных вопросов на будущее, коммунисты поставили его наступление под сомнение. «КПРФ в ее нынешнем состоянии может просто не хватить на это ни времени, ни ресурсов», – утверждает Костин. Он ранее говорил о том, что в КПРФ близится раскол: сформировались два лагеря – во-первых, коммунисты, ведущие диалог с властью, и, во-вторых, коммунисты, настроенные радикально, готовые сотрудничать с оппозицией всех мастей, включая экстремистски настроенную, а также устраивать несанкционированные акции протеста, подставляя своих сторонников под дубинки.
ЛДПР завоевала столько голосов, сколько физически смогла, поскольку ЛДПР, по мнению Костина, всегда была партией выбора для тех избирателей, кто воспринимает политику как шоу. И ее лидер Владимир Жириновский сумел удержать за собой звание главного политического шоумена этого сезона. Однако, считает Костин, нынешний результат для либерал-демократов рискует стать последним, если ЛДПР качественно не обновится в течение следующего думского цикла.
Партия «Справедливая Россия – За правду» на этих выборах решила для себя задачу максимум и смогла пройти в Госдуму. Объединение с «За правду» Захара Прилепина и «Патриотами России» Геннадия Семигина оказалось для партии судьбоносным, но насколько этот эффект окажется длительным, покажет время. Костин считает, что перед СРЗП стоит задача «институционализировать свою обновленную конструкцию и на уровне фракции, и на уровне региональных отделений, и на уровне партии в целом».
Избрав тактику обновления лиц, партия «Единая Россия» обновилась почти на 50%. Первую пятерку составили авторитетные известные лица, ранее не участвовавшие активно в агитационной кампании. Глава ФоРГО считает, что «Единая Россия» приняла единственно правильное решение – «выдвигать в Госдуму новых, идейных, способных вести реальные политические кампании, выстраивать надежные коммуникации с избирателями кандидатов». В федеральную часть списка «Единой России» вошли пять человек: министр обороны Сергей Шойгу, министр иностранных дел Сергей Лавров, главврач больницы в Коммунарке Денис Проценко, сопредседатель центрального штаба ОНФ Елена Шмелева и сейчас уже бывший детский омбудсмен Анна Кузнецова.
Лидер списка Сергей Шойгу был сопредседателем «Единой России». То, что он возглавил список, было очень важным для базового электората партии. Остальных лица олицетворяли главные приоритеты в работе партии на следующие как минимум пять лет: Шойгу – это безопасность государственных границ и мощная армия, Лавров – уверенная внешняя политика, Проценко, Шмелева и Кузнецова – это социальная защита, поддержка семей, детей и инвалидов, улучшение качества образования и медицины, развитие новых технологий в этих сферах.
Персональный состав федеральной пятерки «Единой России», по мнению Костина, доносил до избирателей главную мысль – «приоритетом работы в Госдуме для единороссов будет достижение основных целей национального развития с учетом интересов каждого гражданина».
Партийные вожди, а именно Зюганов, Жириновский, Миронов, до сих пор остаются у власти в своих партиях и не торопятся передавать власть молодым. Костин ставит риторический вопрос: а есть «кому» передавать и есть «что» передавать? По его мнению, изначально эти партии построены «на вождистский манер», они ассоциируются не с достижениями, не с идеей, а с фамилией лидера партии, поэтому никакая смена на такой почве не произрастет. Опросы показывают, что люди знают только лидеров этих партий. Так что передавать полномочия некому. Видимо, перед лидерами партий не стоит задача «развивать свои партийные бренды, развивать партийную структуру».
Феномен партии «Новые люди», которой удалось впервые за много лет потеснить четырехфракционную думу, состоит, по мнению Костина, в идее обновления: «условно системно-либеральный фланг» долго не был представлен в Думе. Глава ФоРГО считает, что «Новым людям» удалось собрать вокруг себя так называемый «рассерженный электорат», тех людей, которые хотели бы перемен, но при этом не готовы лезть на баррикады. И в этом плане «Новые люди» смогли проникнуться настроением таких избирателей и подобрать «нужную риторику» в общении с ними.
Доказательством того, что «Новые люди» действуют правильно, становится их постепенно растущий рейтинг. Эта фракция занимает в Думе активную позицию по важным для ее целевой аудитории темам, таким как домашний арест и уголовное преследование ректора «Шанинки» и отказ от обязательной вакцинации. Разочарование электората в партии «Яблоко» также сыграло на руку «Новым людям».