Политику дальнейшего реформирования ОСАГО поддерживают 72% российских автомобилистов - таковы результаты социологического исследования «Изучение отношения населения к ОСАГО», проведенного российским исследовательским холдингом «Ромир». В опросе приняли участие 2500 респондентов со всей России в возрасте от 18 до 69 лет, которые водят автомобиль и имеют полис ОСАГО.
Это связано с тем, что граждане уже ощутили на себе первые результаты индивидуализации. Сразу 58% опрошенных отметили, что в результате реформы полис ОСАГО для них либо не подорожал, либо подешевел. «На этом рынке обострилась конкуренция прежде всего за безаварийных клиентов, которым страховые компании предлагают наиболее выгодные тарифы. Поэтому реформа уже не теоретически, а на практике воспринята положительно большинством автовладельцев», - отмечает координатор движения «Общество Синих Ведерок» Петр Шкуматов.
О нововведениях в ОСАГО узнает все больше граждан: согласно исследованию, более или менее осведомлены о реформе, начавшейся в 2019 году, 78% опрошенных. К сравнению, в конце 2020 года, когда аналогичное исследование проводили эксперты проекта «За права заёмщиков» Общероссийского народного фронта (ОНФ), таких респондентов было 66%). Еще 87% водителей знают либо что-то слышали об изменениях в закон об ОСАГО, которые вступили в силу 24 августа 2020 года (а год назад осведомленностью об этих новациях могли похвастаться лишь 46% опрошенных).
«Все эти автовладельцы не могут быть не в курсе, ведь многие из них на своем кошельке прочувствовали результаты реформы. По поводу остальных автовладельцев, которые не знают, что произошла реформа - полагаю, эти водители делегируют приобретение полиса ОСАГО женам/мужьям», - считает депутат Госдумы VI созыва Александр Тарнавский.
Теперь у автовладельцев созрел запрос на дальнейшие преобразования в ОСАГО - курс на индивидуализацию поддерживают 72% опрошенных автомобилистов. Уровень поддержки дальнейшей индивидуализации остался стабильным с прошлого года. Это говорит о том, что взаимодействие со страховщиками в новых условиях не разочаровало граждан. Индивидуальная тарификация и нарастающая конкуренция между страховыми компаниями за низкоаварийных клиентов дали свои плоды. «Реформа оказалась очень успешной, и автовладельцы сегодня хотят большего. Основной запрос - на право выбора в ОСАГО опций, чтобы продукт был индивидуальным не только по цене, но и по набору рисков, включая управление лимитами», - отмечает Александр Тарнавский.
Особенно поддержали автомобилисты повышение выплат пострадавшим: 66% опрошенных положительно относятся к предложению увеличить в ОСАГО лимиты возмещения за вред жизни и здоровью с текущих 500 тыс. рублей до 2 млн рублей (именно столько, согласно текущему законодательству, составляет лимит компенсации пострадавшим на транспорте по страховке ответственности перевозчиков). Из-за такой разницы в лимитах выплат возникает несправедливая ситуация, когда пассажиры такси (официально самый аварийный вид транспорта в РФ) защищены на сумму в четыре раза меньше, чем пассажиры автобуса, хотя и в том, и в другом случае речь идет об общественном транспорте.
Почти половина - 45% автомобилистов – всецело одобряют идею отказаться от учета износа при денежной выплате по ОСАГО. Сейчас, если пострадавший в ДТП водитель выбирает получить компенсацию деньгами, а не в виде ремонта машины, из выплаты вычитается сумма износа - то есть плата за то, что старая деталь меняется на новую. По закону износ может составлять до 50% стоимости детали, что может существенно снизить выплату. При этом 58% опрошенных при наступлении страхового случая предпочли бы компенсацию деньгами, а еще 32% - в виде ремонта машины за счет страховой компании. Это соотношение практически не изменилось с прошлого года. Это говорит о том, что несмотря на удобство процедуры ремонта автомобиля, денежная компенсация остается востребованным способом возмещения убытков, и поэтому вопрос отмены учета износа не теряет своей актуальности. «При натуральном возмещении износ не учитывается, и автовладельцы, выбирающие разные способы страховой выплаты, должны быть уравнены в правах. Тем более, что в небольших городах просто может не быть станций ремонта автомобилей, которые удовлетворяют требованиям страховщиков, и тогда денежная компенсация остается единственным вариантом», - считает Александр Тарнавский.
За последний год, судя по исследованию, улучшилась ситуация с доступностью ОСАГО - доступной эту услугу считают 93% опрошенных (годом ранее их было 88%). Значительно больше водителей стали оформлять полис ОСАГО дистанционно - 45% респондентов против 36% опрошенных годом ранее, а офис страховщика с этой целью пришлось посетить 53% интервьюированных (год назад 61%). Из тех автомобилистов, кто купил электронный полис, 69% отметили, что на сайте страховщика это можно сделать гораздо быстрее, чем в офисе. 67% не сталкивались ни с какими техническими проблемами при покупке страховки, а еще 19% отметили, что у них были незначительные сложности, но в итоге онлайн-покупка состоялась.
Все меньше граждан сталкиваются с мошенничеством в сфере ОСАГО - продажей поддельных полисов или страховок с истекшим сроком годности. Ничего подобного не было у 61% опрошенных (годом ранее - 55%). Также уменьшилось число жертв преступных схем - с 7% до 3%.
«Введение индивидуальных тарифов ОСАГО стало хорошим заделом для изменения отношения людей к «автогражданке» в целом и даже более того - для повышения безопасности на дорогах. Ведь возможность получить низкий тариф мотивирует людей ездить аккуратнее. В масштабах рынка это должно вести к снижению аварийности. Теперь нужно на основе этого позитивного опыта сделать ОСАГО еще удобнее для людей», - считает Петр Шкуматов.