Инфляционные ожидания населения в октябре вернулись к максимальным значениям за последние пять лет. Согласно опросу ООО «инФОМ», проводимому по заказу Банка России, граждане оценивают инфляцию на год вперед в 13,6%. По данным мониторинга Банка России, краткосрочные ценовые ожидания предприятий также увеличились, хотя и остались ниже локального максимума мая — июня 2021 года. Прогнозы инфляции профессиональных аналитиков на 2021 год повысились и находились в интервале 6,4–7,0%.
Инфляционные ожидания и потребительские настроения (октябрь 2021 г.).
В октябре инфляционные ожидания возросли. По данным опроса ООО «инФОМ», инфляционные ожидания населения на год вперед в октябре вернулись к максимальным значениям за последние пять лет. Краткосрочные ценовые ожидания предприятий также повысились, хотя и остались ниже локального максимума мая – июня 2021 года. Вмененная инфляция на ближайшие два года, заложенная в цены ОФЗ-ИН, в октябре также увеличилась, но сохранилась вблизи цели Банка России. Прогнозы инфляции профессиональных аналитиков на 2021 г. повысились и находились в интервале 6,4 – 7,0%, на 2022 и 2023 гг. остались вблизи 4%. По прогнозу Банка России, годовая инфляция по итогам 2021 г. ожидается в интервале 7,4 – 7,9%. С учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция снизится до 4,0 – 4,5% в 2022 г. и в дальнейшем будет находиться вблизи 4%.
Инфляционные ожидания населения.
По данным опроса ООО «инФОМ», проводимого по заказу Банка России, инфляционные ожидания населения в октябре увеличились (табл. 1, рис. 1), превысив локальный максимум июля 2021 г., и достигли максимальных значений с ноября 2016 года. Медианная оценка ожидаемой в ближайшие 12 месяцев инфляции составила 13,6% (+1,3 п.п. к сентябрю). Наблюдаемая населением инфляция в октябре также возросла, но осталась чуть ниже уровней июля – августа 2021 года. Еe медианная оценка составила 16,3% (+0,7 п.п.). Оценки ожидаемой инфляции в большей степени увеличились у респондентов без сбережений (рис. 2).
Особенности восприятия ценовой динамики таковы, что большее внимание обращают на себя товары и услуги с максимальным ростом цен. Товары и услуги, цены на которые растут умеренно или снижаются, чаще всего не учитываются при оценке личной инфляции. В результате, оценки ожидаемой и наблюдаемой населением инфляции устойчиво превышают средние уровни роста цен по всей потребительской корзине. В 2021 г. оценки наблюдаемой населением инфляции росли быстрее индекса потребительских цен вслед за наиболее подорожавшими товарами и услугами (рис. 1). Например, в октябре респонденты заметно чаще высказывали озабоченность ростом цен на яйца, крупы, макароны, мясо, фрукты и овощи, молоко и молочные продукты (рис. 3 Аналитического отчета ООО «инФОМ», октябрь 2021 г.; далее – Отчет). Ускорение роста цен на эти товары фиксировалось Росстатом в сентябре текущего года1.
На фоне ускорения инфляции увеличилась доля респондентов, которые регулярно пытаются оценивать будущий рост цен. В октябре данная доля составила 31% (рис. 30 Отчета), это максимальное значение с октября 2018 г., когда такой вопрос начал задаваться. Предыдущий максимум фиксировался в мае 2021 г. и составлял 30%. До начала пандемии, в конце 2019 – начале 2020 г., этот показатель находился в диапазоне 20 – 22%. При этом в октябре произошло увеличение доли тех респондентов, которые формируют свои инфляционные ожидания исходя из текущей динамики цен на продукты. Она составила 46% от всех опрошенных (включая и тех, кто обычно не делает предположений о будущей инфляции). Это тоже максимум с октября 2018 года. При формировании инфляционных ожиданий респонденты также часто обращают внимание на текущее изменение цен на бензин (43% опрошенных), колебания курса рубля (40%), ситуацию с урожаем (35%).
Значения балансов ответов на вопросы о качественном изменении текущей и будущей инфляции в октябре увеличились2 (рис. 3). Инфляционные ожидания населения до конца текущего года и на три года вперед в октябре также возросли (рис. 8 и 9 Отчета).
Потребительские настроения домохозяйств.
Индекс потребительских настроений в октябре снизился (-4,7 п. к сентябрю) и вернулся к уровню августа (рис. 4). Наиболее заметно уменьшились значения индекса ожиданий (-5,8 п.), индекс текущего состояния сократился на 3 пункта.
В октябре, на фоне возобновившегося роста наблюдаемой и ожидаемой инфляции, вновь наблюдалось снижение склонности респондентов к сберегательному поведению. Доля тех опрошенных, кто считает, что свободные деньги сейчас лучше откладывать, уменьшилась до 51% (-2 п.п. к сентябрю) (рис. 21 Отчета). При этом предпочтения респондентов относительно форм хранения сбережений не изменились (рис. 22 Отчета).
Ценовые ожидания предприятий.
По данным мониторинга, проведенного Банком России в октябре 2021 г., ценовые ожидания предприятий на три месяца незначительно увеличились (рис. 5), но остались чуть ниже максимумов мая – июня 2021 года. Средний ожидаемый темп прироста цен в ближайшие три месяца составил 4,0% в годовом выражении (в октябре 2020 г. – 2,8%). Рост ценовых ожиданий был в основном связан с увеличением издержек – закупочных цен и расходов на моторное топливо.
Наиболее сильно ценовые ожидания выросли у предприятий оптовой торговли, которые чаще других отмечали рост закупочных цен. В розничной торговле ценовые ожидания в октябре снизились. Средний ожидаемый предприятиями отрасли темп прироста цен составил 7,1% в годовом выражении. Основными причинами уменьшения ценовых ожиданий стали укрепление рубля и снижение оценок текущего и ожидаемого спроса на фоне ухудшения эпидемической ситуации.
Среди других отраслей небольшое уменьшение ценовых ожиданий в октябре произошло в сельском хозяйстве. Сельхозпроизводители отмечали снижение рисков хозяйственной деятельности. Это отчасти может быть связано с тем, что риски, возросшие ранее из‑за неблагоприятных погодных условий, уже реализовались в ходе уборочной кампании в предыдущие месяцы. Кроме того, в отрасли стабилизировались оценки изменения издержек, существенный рост которых наблюдался на протяжении большей части 2021 года.
По данным опросов IHS Markit PMI, в сентябре 2021 г. динамика темпов роста цен в отраслях была разнонаправленной. В обрабатывающей промышленности индекс отпускных цен снизился до минимального значения за год на фоне слабой деловой конъюнктуры в августе и сентябре. Индекс закупочных цен незначительно снизился. В сфере услуг, напротив, ценовые индексы несколько выросли – как отпускные, так и закупочные. Быстрее ускорялся рост закупочных цен, который компании связывали с увеличением цен на моторное топливо.
Вмененная инфляция для ОФЗ‑ИН.
Вмененная инфляция, заложенная в цены ОФЗ-ИН, в октябре 2021 г. увеличилась (рис. 7). По оценкам Банка России3, вмененная инфляция на ближайшие два года в среднем за две декады октября составила 4,3% (+0,1 п.п. к сентябрю, табл. 1). Вмененная инфляция на 2023 – 2028 гг. и 2028 – 2030 гг. также составила 4,3% (+0,3 п.п. и без изменений к сентябрю соответственно).
Прогноз инфляции профессиональных аналитиков.
В сентябре – октябре прогнозы инфляции профессиональных аналитиков4 на 2021 г. значительно выросли (табл. 1, рис. 8). По данным октябрьского макроэкономического опроса Банка России, прогноз аналитиков по инфляции на конец года повышен до 7% (+1,1 п.п. к сентябрю). По данным опросов Bloomberg, Reuters и Интерфакс, проводившихся в конце сентября – октябре, прогнозы аналитиков на конец 2021 г. находились в интервале 6,4 – 6,6%. Консенсус-прогнозы аналитиков на 2022 и 2023 гг. изменились незначительно и оставались вблизи 4%, отражая их сохраняющуюся заякоренность на цели Банка России.
Прогноз Банка России.
По оценкам Банка России, вклад в инфляцию со стороны устойчивых факторов остается существенным в связи с более быстрым расширением спроса по сравнению с возможностями наращивания выпуска. Также сохраняются риски вторичных эффектов, связанных с повышенными инфляционными ожиданиями. В этих условиях баланс рисков для инфляции значимо смещен в сторону проинфляционных, что может привести к более продолжительному отклонению инфляции вверх от цели. По прогнозу Банка России, годовая инфляция по итогам 2021 г. ожидается в интервале 7,4 – 7,9%. С учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция снизится до 4,0 – 4,5% в 2022 г. и в дальнейшем будет находиться вблизи 4%.
Дата отсечения данных – 20.10.2021.
Электронная версия информационно-аналитического комментария размещена на официальном сайте Банка России.
Материал подготовлен Департаментом денежно-кредитной политики.
Фото на обложке: И. Шубин, Банк России.
© Центральный банк Российской Федерации, 2021.
1 Подробнее об инфляции в сентябре см. в информационно-аналитическом комментарии «Динамика потребительских цен», № 9 (69), сентябрь 2021 года.
2 То есть большая доля респондентов указала, что цены выросли / вырастут очень сильно либо росли / вырастут быстрее, чем раньше / сейчас.
3 Оценки основаны на сопоставлении ожидаемой доходности ОФЗ, индексируемых на инфляцию (ОФЗ-ИН), и номинальных ОФЗ с учетом лага в индексации номинала и сезонности инфляции. Методика расчета.
4 Данные опросов Интерфакс, Bloomberg, Thomson Reuters и Банка России