Вести воинский учет должна каждая компания – и крупная, и маленькая, даже если в штате один военнообязанный или находящийся в запасе. Но многие об этом забывают, и зря. Дело даже не в штрафах. Как правильно его организовать? Именно этот вопрос обсуждали участники вебинара BLS 14 октября в Москве.
Воинский учет регулируют несколько нормативных актов. В их числе ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Постановление Правительства «Об утверждении Положения о воинском учете», Федеральный закон от 24.04.2020 № 132-ФЗ. Некоторое время назад увеличили штрафы за нарушения в воинском учете. Теперь компанию могут оштрафовать на 5 тыс. рублей, но мультипликативно – за каждого сотрудника. А с проверкой к вам могут прийти и военкомат, и прокуратура. Но риск не только в штрафе. Если у вас на балансе есть автомобили, военкомат будет их проверять, а еще военнообязанными могут быть не только мужчины, но и женщины.
Прежде всего, у воинского учета 2 вида: специальный – для тех, кто в запасе или служит в органах внутренних дел, и общий – для остальных военнообязанных. Если у вас такие есть, надо подготовить приказ об организации учета и согласовать ответственного в военкомате. Надо помнить, что в разных регионах свои требования к карточкам, так что для компаний с филиалами придется заполнять разные формы.
Число ответственных определяется размером компании. При штате до 500 сотрудников хватит одного человека, его можно оформить по совмещению или совместительству. Для компании крупнее нужен сотрудник на полную ставку: до 2000 – 1 человек, до 4000 – два. Им надо выделить помещение и железные шкафы. Заметим, что перевод и увольнение ответственных лучше согласовать с военкоматом: комиссары всегда об этом спрашивают.
А воинскому учету подлежат несколько категорий: призывники, граждане в запасе и… женщины с военно-учетными специальностями (медсестра, врач, провизор). Для всех них нужно отдельное служебное делопроизводство по папкам. Более того, если в целом от карточек Т-2 работодатели могут отказаться, то если у вас есть работодатели – их все также придется вести, заполняя сведения о воинском учете.
Кстати, переписку с военкоматом надо регистрировать и хранить отдельно. Согласно закону, в военкомат надо сообщать о приеме сотрудника на работу, увольнении, изменении семейного положения, рождении ребенка, получении высшего образования, смены адреса регистрации. Всего же существует 7 видов отчетности, которую надо передавать в военкомат, в том числе сведения о гражданах, подлежащих учету, списки сотрудников в возрасте 15-16 лет, списки тех, кого надо ставить на учет в будущем году, оповещения о вызовах и т.д.