Правительство подготовило проект закона о мерах по реализации ответственности промышленных предприятий за ликвидацию накопленного экологического вреда, который ранее внесло Минприроды России. Закон об ответственности бизнеса за ликвидацию эковреда заработает с 1 сентября 2022 год.
Законопроект поддержан на правительственной комиссии по законопроектной деятельности.
Как сообщила вице-премьер Виктория Абрамченко, поправки направлены на ликвидацию последствий негативного воздействия на окружающую среду от эксплуатации наиболее опасных производственных объектов (ОПО). Отправной точкой создания нового регулирования стала очистка территории бывшего советского комбината «Усольехимпром» в городе Усолье-Сибирском в Иркутской области.
«Есть пример города Усолья-Сибирского, где с 30‑х годов прошлого века накапливались опасные отходы от деятельности химического комбината. Казалось бы, накопил отходы – будь добр, ликвидируй. Но зачастую такое имущество либо продаётся, либо собственник объявляет себя банкротом. Тогда груз экологических проблем фактически ложится на плечи государства, всех налогоплательщиков. А прибыль с деятельности предприятия получает собственник, создавший экологические проблемы. Это ключевой природоохранный закон. Мы ликвидируем эту лазейку и на практике реализуем принцип “намусорил – убери за собой”», – сказала Виктория Абрамченко.
Регулирование коснётся промышленных площадок и цехов крупных химических и нефтеперерабатывающих заводов, предприятий, на которых используются токсичные вещества, а также объектов размещения наиболее опасных отходов.
Владельцы промышленных объектов за пять лет до конца срока эксплуатации должны разработать план мероприятий по устранению негативных последствий деятельности предприятия. Предприниматели либо выводят объект из эксплуатации, либо реконструируют объект и продлевают срок его эксплуатации.
Мероприятия должны быть одобрены государственной экологической экспертизой.
Вице-премьер отметила, что продление срока эксплуатации допускается только при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации с обязательным экологическим аудитом. Также ликвидатор обязан подготовить смету выполнения мероприятий, предусмотренных планом, и подтвердить финансовое обеспечение мероприятий. Сделать это можно несколькими способами: получить гарантию, заключить договор поручительства или создать резервный фонд на счёте эскроу.
Контролировать обоснованность расчёта финансового обеспечения и результаты выполнения плана и выдавать заключение будет Росприроднадзор.
За неисполнение обязательств по ликвидации причинённого вреда окружающей среде в отношении владельцев промобъектов предусмотрена соразмерная ответственность: компенсационный платёж в размере стоимости ликвидационных мероприятий. В случае неуплаты – приостановка объявления о выплате и выплаты дивидендов до момента уплаты компенсационного платежа либо предоставления плана мероприятий с положительным заключением госэкоэкспертизы и соответствующим финансовым обеспечением.
В целях предотвращения перепродажи проблемных объектов в пользу фирм-однодневок вводятся механизмы контроля сделок. В случае заключения сделки более чем за пять лет до конца срока эксплуатации новый собственник должен представить в уполномоченный федеральный орган документы, подтверждающие его финансовую устойчивость.
В случае отчуждения объекта менее чем за пять лет до конца срока эксплуатации новый собственник должен иметь одобренный экологической экспертизой план ликвидации и финансовое обеспечение. «Новый собственник должен чётко понимать и быть готовым нести ответственность за “наследие”, которое он покупает. Накопленный вред ни для кого не должен быть сюрпризом. Если проведена сделка, то вместе с промышленным предприятием новый собственник приобретает и ответственность за генеральную уборку территории и ликвидацию эковреда», – отметила вице-премьер.
В ходе Послания Федеральному Собранию Президент Владимир Путин отметил, что усилия каждого уровня власти, бизнеса, институтов развития, Российской академии наук должны быть подчинены главной, центральной задаче – повышению качества жизни наших людей: «И здесь, подчеркну, наши подходы в области охраны окружающей среды носят абсолютно принципиальный характер и ревизии, безусловно, не подлежат».
«Чем грозит иной путь, показали недавние события в Норильске, в Усолье-Сибирском, да и в некоторых других точках. Мы обязательно поможем людям, которые здесь живут, но нельзя вновь допустить возникновения подобных экологических ситуаций. Прошу ускорить принятие закона, который установит финансовую ответственность собственников предприятий за ликвидацию накопленного вреда, за рекультивацию промплощадок. Такой подход очень простой. Как он звучит: получил прибыль за счёт природы – убери за собой», – сказал Владимир Путин.
Норильск Красноярского края является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.