Не будет преувеличением сказать, что дороги — наше всё. Действительно, «широка страна моя родная», разнообразна с точки зрения климата и ландшафта.
Необходимость в качественных и безопасных дорогах была всегда и везде. И не только — как в «дорогах». Но и как очень важная составляющая развития экономики, инфраструктуры туризма и других сфер нашей жизни.
Мы продолжаем рассказывать о достижениях регионов нашей страны.
Сегодня гость портала RF.Life Глава одного из красивейших и самобытных регионов России — Республики Марий Эл Александр Евстифеев (http://mari-el.gov.ru/president/Pages/main.aspx) рассказывает о том, как в субъекте реализуется национальный проект «Безопасные качественные дороги».
— Александр Александрович, спасибо, что нашли время для интервью. Строительство дорог – одно из важнейших направлений развития экономики и социальной сферы нашей страны. Как недавно было отмечено, что Марий Эл занимает 12 позицию рейтинга дорожного строительства в субъектах Российской Федерации. Это большая работа и прекрасный результат.
Каковы на сегодня достижения Республики в этом направлении? Как реализуется в Республике национальный проект «Безопасные качественные дороги»?
— Реализация национального проекта в Республике Марий Эл началась в 2019 г. и уже третий год показывает отличные результаты. План, поставленный перед республикой в 2019 г., был перевыполнен на 22 км — отремонтировано 140 км дорог регионального значения и дорог Йошкар-Олинской городской агломерации. В 2020 г. от намеченных показателей план перевыполнен на 30 км и составил 170 км дорог регионального значения и дорог Йошкар-Олинской городской агломерации.
Для достижения целей и задач нацпроекта в 2021 году будут отремонтированы 244 км автодорог регионального значения, при плановом значении 182 км, и 17,45 км Йошкар-Олинской городской агломерации при плановом 7,1 км.
В том числе, благодаря данному проекту, реализуется капиталоёмкий объект - строительство магистральной улицы в створе улиц Кирова и Строителей.
На сегодняшний день в Республике Марий Эл полностью завершена контрактация объектов 2021 и 2022 годов. Полностью завершены работы по укладке верхних слоев дорожной одежды (2,04 млн кв.).
Следует отметить, что по нацпроекту не только восстанавливаем покрытие, но и проводим мероприятия по повышению безопасности движения: устанавливаем камеры фото-видеофиксации, светофоры, искусственные неровности.
— Какое количество дорог (в километрах) уже приведено в нормативное состояние? Уменьшилась или возросла их доля за последние пять лет?
— В 2021 году, как я ранее отметил, отремонтировано и уже введено в эксплуатацию 22 объекта улично-дорожной сети Республики Марий Эл, общая протяженность введенных объектов составила 46 км. Всего в рамках реализации национального проекта отремонтировано более 430 км улично-дорожной сети нашего региона.
Доля дорог, находящихся в нормативе, выросла за последние два года реализации национального проекта. Республика Марий Эл в 2019 году вошла в национальный проект с показателем дорог в нормативе - 1,19% - по дорогам регионального и межмуниципального значения и 11,26% - по дорогам Йошкар-Олинской городской агломерации. За два года доля автомобильных дорог регионального значения, находящихся в нормативе, увеличилась до 10,7% (326,04 км), улично-дорожной сети Йошкар-Олинской агломерации увеличилась до 44,58% (105,5 км).
— Какой наиболее показательный, важный для Республики объект Вы можете отметить?
— С реализацией национального проекта «Безопасные качественные дороги» в Республику Марий Эл пришли и положительные изменения. Автомобильные дороги, которые долгое время не видели ремонта, стали ремонтироваться. В рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» за 2019-2020 год в нормативное состояние приведены шесть региональных трасс по всей протяженности.
Самой значимой дорогой Республики Марий Эл была признана дорога Йошкар-Ола – Санчурск, где последние 15 лет не проводился ремонт. Республиканская трасса проходит по территории Йошкар-Олы и Медведевского района, соединяет Республику Марий Эл с Кировской областью и является важной транспортной артерией. На всей протяженности автодороги находится 30 населенных пунктов, в которых проживают 15 тыс. жителей. В соответствии с поручением Президента РФ и в рамках реализации национального проекта автодорога приведена в нормативное состояние на всей протяженности — 30,6 км.
Не менее важной является автодорога Кокшайск – Красногорский, которая проходит по территории Звениговского муниципального района. Экономическое значение 32 километровой дороги обусловлено тем, что она связывает две федеральные дороги Йошкар-Ола – Зеленодольск и «Вятка», пересекает реку М. Кокшага. Она очень востребована у большегрузного и транзитного транспорта. По данным учета, среднесуточная интенсивность движения составляет 10 тыс. автомобилей в сутки. С целью обеспечения сохранности дорожного полотна на региональной трассе Кокшайск – Красногорский установлен первый в Республике Марий Эл автоматический пункт весогабаритного контроля.
В Республике Марий Эл располагается самая широкая и длинная автомобильная дорога Йошкар-Ола – Уржум.
Она проходит в северо-восточной части, по территории Республики Марий Эл: по г. Йошкар-Оле, Медведевскому, Советскому, Куженерскому, Сернурскому, Параньгинскому, Мари-Турекскому районам, до границы с Кировской областью и далее, до города Уржум, пересекает 14 рек и имеет протяженность 136 км.
Данная дорога имеет большое значение в развитии экономики и культуры Марий Эл. Она относится к разряду дорог общего пользования республиканского значения. Автомобильная дорога Йошкар-Ола – Уржум ремонтируется в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» с 2019 г. В 2019 г. отремонтировано 8 км дороги, в 2020 г. – 5 км, а в 2021 г. ремонт составит – 44,2 км.
По городу Йошкар-Оле в рамках национального проекта произведен ремонт по основным центральным улицам города - Ленинский проспект и ул. Советской.
— Какие шаги планируется предпринять в Республике для дальнейшего развития дорожного строительства?
— Для дальнейшего развития дорожного строительства необходимо обеспечить своевременную контрактацию объектов, что позволит подойти к строительному сезону в полной готовности и заблаговременно заготовить и испытать материалы, применяемые в дорожно-строительных работах. В дальнейшем мы планируем проводить многоступенчатый контроль за производством дорожных работ.
В планах так же завершить к концу 2021 года контрактацию объектов 2023 года. Ну и конечно же не сбавлять темпы и завершить ремонтные работы с опережением.
— Это очень нужная и масштабная работа — необходимость и важность качественных, безопасных дорог невозможно переоценить. Александр Александрович, спасибо за беседу, желаю Вам успехов в реализации намеченных планов и процветания руководимой Вами республике.
— Благодарю.
© Татьяна Копыленко, специально для RF.Life.
От редакции: благодарим коллег из Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл (http://mari-el.gov.ru/minprom/Pages/main.aspx) за помощь в подготовке интервью и предоставленные фотографии. Спасибо!
Уржум Кировской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.