Глава Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Константин Костин размышляет о специфике дебатов предвыборной кампании–2021.
Продолжаются дебаты политических партий в преддверии выборов депутатов Госдумы. Однако, судя по данным социологов, избиратели совершенно не интересуются ими. Всего 17% опрошенных видели нынешние дебаты, но даже этот невысокий показатель эксперты считают завышенным. Люди могут путать дебаты партий с отдельными выступлениями кандидатов и политическими ток-шоу.
Константин Костин в качестве самых ярких участников дебатов выделяет Олега Морозова и Петра Толстого из «Единой России», Валерия Гартунга и Сергея Миронова из «Справедливой России», Владимира Жириновского из ЛДПР. Глава ФоРГО отмечает, что лидер либерал-демократов растерял прежний огонь и напор, на этот раз ведет себя «непривычно скромно». По мнению Константина Костина, все кандидаты от КПРФ «выступают шаблонно и безэмоционально», а лидер КПРФ Геннадий Зюганов так и не принял участия пока ни в одних дебатах. Не видно и блогера-коммуниста Николая Бондаренко, громко заявившего о себе в начале избирательной кампании.
Среди новичков дебатов глава ФоРГО выделяет Татьяну Буцкую («Единая Россия»), Ксению Безуглову («Партия роста»), Сардану Авксентьеву («Новые люди») и Максима Шевченко (РПСС). Шевченко – опытный телевизионщик, Буцкая более 10 лет была главным редактором журнала, имеет опыт работы с общественными проектами и часто выступает публично, в ее Instagram (Запрещенная в РФ организация) — 1,7 млн подписчиков. Безуглова и Авксентьева — также активные пользователи Instagram (Запрещенная в РФ организация).
Давая оценку выступлениям Шевченко, Константин Костин считает их «зачастую весьма неоднозначными и совершенно пустыми по смыслу». Например, Шевченко пренебрежительно называет подачками выплаты гражданам от государства, демонстрируя «свою максимальную оторванность, в том числе и финансовую, от населения». Требуя в ходе дебатов «вернуть нам социальные права», Шевченко «забыл», что в программе РПСС о «социальном» нет почти ни слова. При этом он демонстративно себя ведет, делая «яркие, иногда скандальные заявления» и провоцируя присутствующих своим внешним видом. Это и футболка с надписью «Я/Мы Сергей Фургал», и пламенная речь с требованием отпустить из колонии Алексея Навального. Все это Костин расценивает как «бессмысленное заигрывание с его сторонниками», считающими партию Шевченко спойлерской. Дебаты Шевченко — это «про капитализацию его личного бренда, но уж точно не про работу на рейтинг РПСС перед выборами» – таково мнение политтехнолога.
Сардана Авксентьева демонстрирует уверенность, спокойствие, готовится к дебатам, владеет программой «Новых людей», легко ее цитирует. Вся ее работа направлена на повышение рейтинга «Новых людей», в центре ее выступлений — партия. Однако и она не обходится без наивных и популистских высказываний. В частности, на дебатах на «Первом канале» с главой думского комитета по бюджету Андреем Макаровым Авксентьевой пришлось капитулировать перед более осведомленным оппонентом.
Высказываясь по поводу содержательной части дебатов, Константин Костин считает, что положение дел неизменно: «Единая Россия» выступает с достаточно сбалансированной программой, которая позволяет кандидатам по каждой из заявленных тем привести конкретные примеры того, что уже было сделано, и рассказать о планах на будущее, причем практически реализуемых». Что касается остальных партий, то они «работают по уже избитому сценарию: они либо ситуативно объединяются против ЕР по одному лишь только основанию, что во всех бедах по определению виноваты могут быть только единороссы, либо соревнуются друг с другом в популизме».
Сегодня жребий решает, с кем партии будут дискутировать. При этом, отмечает Костин, в политике, как и в спорте, очень важна квалификация. Поэтому в дебатах должен соблюдаться принцип сомасштабности.
Одновременное участие в дебатах от четырех до семи партий не позволяет зрителям запомнить позиции всех участников, убежден эксперт. В выгодную сторону отличается в этом сезоне формат дебатов на «Первом канале», наиболее близкий к классическому противостоянию один на один.
Резюмируя, Константин Костин говорит о том, что дебаты в России в том виде, в каком они есть сейчас, вряд ли всерьез повлияют на выбор российских избирателей. Они запомнятся лишь некоторыми яркими моментами, показывающими, какие возможности скрыты в открытых дискуссиях участников дебатов в студиях ведущих телеканалов страны.