Месячный прирост потребительских цен (с поправкой на сезонность) в июне 2021 года несколько уменьшился по сравнению с маем. Об этом говорится в информационно-аналитическом комментарии Банка России «Динамика потребительских цен».
Приросты цен на основные группы товаров и услуг, а также текущие показатели устойчивой ценовой динамики снизились. Тем не менее инфляционное давление остается повышенным. Активное увеличение спроса, опережающее возможности по наращиванию выпуска продукции, больше всего проявилось в повышении темпа роста цен на строительные материалы.
Годовая инфляция в июне 2021 года увеличилась до 6,5%, отчасти за счет эффектов низкой базы сравнения: в июне 2020 года, в период действия жестких противоэпидемических ограничений, рост цен был сдержанным, особенно в сфере услуг.
С учетом сроков исчерпания таких эффектов и в условиях проводимой денежно-кредитной политики Банк России ожидает, что годовая инфляция начнет снижаться осенью, вернется к цели Банка России во втором полугодии 2022 года и будет находиться вблизи 4% в дальнейшем.
Динамика потребительских цен: факты, оценки, комментарии (июнь 2021 г.).
В июне 2021 г. годовая инфляция увеличилась до 6,50%. Повышение показателя отчасти обусловлено влиянием низкой базы: в июне 2020 г., в период действия жестких противоэпидемических ограничений, рост цен был весьма сдержанным. По сравнению с маем 2021 г. в июне отмечено некоторое снижение месячного роста цен (с поправкой на сезонность), в основном за счет цен товаров. Несколько уменьшились также текущие показатели устойчивой ценовой динамики. Тем не менее инфляционное давление пока остается повышенным. С учетом сроков исчерпания эффектов низкой базы и проводимой денежно-кредитной политики Банк России ожидает, что годовая инфляция начнет снижаться осенью, вернется к цели Банка России во втором полугодии 2022 г. и будет находиться вблизи 4% в дальнейшем.
Ценовая динамика.
В июне 2021 г. годовая инфляция возросла на 0,48 п.п., до 6,50%. Это выше траектории апрельского прогноза Банка России. Более всего ускорился годовой рост цен на услуги (на 0,66 п.п. по сравнению с маем, до 3,95%). Годовой темп прироста цен на продукты питания увеличился до 7,90% (+0,50 п.п.), на непродовольственные товары – до 7,04% (+0,36 п.п., Приложения 1, 2). Продолжилось повышение годовых показателей устойчивой ценовой динамики, указывающее на сохранение активного расширения спроса в условиях нарастания издержек. Годовая базовая инфляция увеличилась до 6,55%, медиана годовых приростов цен – до 5,2%. Оценка трендовой инфляции в июне повысилась до 4,91% с 4,75% в мае (рис. 1, табл. 1). Отчасти повышение
годовых показателей связано с эффектом низкой базы июня 2020 г., когда в условиях действия жестких противоэпидемических ограничений повышение цен было небольшим.
Вместе с тем наметились признаки некоторого ослабления проинфляционного давления. Прирост потребительских цен за месяц (с поправкой на сезонность, SA) замедлился, но тем не менее сохранился на повышенном уровне (0,71%, рис. 2). Снизились, но остались высокими медиана месячных приростов цен (SA) и инфляция без основных волатильных компонент1. Месячная базовая инфляция составила 0,82% (SA), немного отступив от многолетнего максимума, достигнутого в мае (рис. 3). В аннуализированном выражении текущие показатели устойчивой ценовой динамики остаются значительно выше 4%.
Влияние спроса и предложения.
Повышенный уровень роста цен во многом связан с активным расширением спроса, превышающим возможности по наращиванию выпуска. Это сопряжено с ростом издержек, в том числе в связи с повышением мировых цен на широкий круг сырьевых товаров, а также сохраняющимися нарушениями мировых производственных и логистических цепочек.
Более всего рост спроса проявился в динамике цен на товары для дома и ремонта. С одной стороны, в данном сегменте рынка потребительская активность оставалась высокой. С другой стороны, цены на основные компоненты затрат производства этих товаров (продукцию деревообработки, металлургии, полимеры) росли особенно быстро. Как результат, рост цен на строительные материалы (SA) стал максимальным за весь период наблюдений, высокими были темпы удорожания мебели (рис. 4).
Можно отметить некоторое замедление повышения цен в основных сегментах рынка непродовольственных товаров (SA) по сравнению со средним значением предыдущих трех месяцев, что может быть признаком смягчения дисбаланса между динамикой спроса и предложения (рис. 5).
В целом темп прироста цен на непродовольственные товары (без учета нефтепродуктов) в июне несколько уменьшился (до 0,78% SA), но остался вблизи пятилетнего максимума.
Ускорение годовых темпов роста цен на строительные материалы, мебель, автомобили внесло основной вклад в повышение годового темпа роста цен на непродовольственные товары. При этом в некоторых сегментах рынка (обувь, бытовая техника, бензин) по сравнению с маем отмечалось уменьшение годовых темпов удорожания (табл. 2).
Влияние разовых факторов.
Факторы, связанные с противоэпидемическими мерами, продолжали определять значительные колебания цен на рынке туристских услуг. В июне заметно выросли цены на услуги зарубежного туризма (на 3,70% SA, максимум с февраля 2016 г.) после снижения в апреле-мае (рис. 6). Это было в первую очередь связано со снятием временного запрета на поездки в Турцию.
В условиях сохранения ограничений на ряд популярных зарубежных туристских направлений остается высоким спрос россиян на отдых в стране. Темп удорожания стоимости путевок в санатории ускорился до максимума за последние десять месяцев (3,03% SA). Одновременно снизились цены на услуги гостиниц (SA) после быстрого повышения в марте-мае. Это, возможно, обусловлено ужесточением противоэпидемических требований в ряде регионов и сокращением деловых поездок.
Годовые темпы роста цен на различные виды услуг увеличивались под влиянием эффекта базы (табл. 3).
Совокупность разовых факторов со стороны предложения (исчерпание запасов отечественной продукции, рост доли импорта, поздний сев, неопределенность относительно будущего урожая) повлияла на ускорение роста цен на овощи «борщевого набора», более всего – на свеклу и морковь. Увеличение годового роста цен на плодоовощную продукцию внесло в июне основной вклад в повышение продовольственной инфляции. Поступление нового урожая обеспечит сезонное снижение цен в III квартале 2021 года.
Действие соглашений о предельных ценах на сахар истекло 1 июня. Темп его месячного удорожания (SA) увеличился по сравнению с маем (до 0,81% SA), но остался ниже, чем в марте-апреле.
Инфляция в регионах.
В июне 2021 г. по сравнению с предыдущим месяцем годовая инфляция ускорилась в абсолютном большинстве регионов (74 региона, вес в ИПЦ – около 93%, табл. 4, 5). Ускорился годовой темп роста цен по всем основным компонентам инфляции: продовольственные и непродовольственные товары, услуги.
Максимальное увеличение годовых темпов роста цен произошло в СКФО за счет динамики цен на продовольственные товары и услуги. Наибольший вклад внесло ускорение удорожания овощей (овощи «борщевого набора», помидоры) и мясопродуктов, а также авиаперелетов.
Наименьшее увеличение годовых темпов прироста цен в июне наблюдалось в ДФО, где удорожание продовольственных товаров замедлилось благодаря динамике цен на картофель, огурцы, яйца и рис. Относительно прошлого месяца форма распределения региональной инфляции почти не изменилась (рис. 7). По сравнению как с соответствующим периодом прошлого года, так и с прошлым месяцем региональная неоднородность инфляции находится на более высоком уровне (разброс инфляции по регионам увеличился и составлял от 4,5 до 9,9%). В июне увеличились значения эксцесса, асимметрии и дисперсии, что также свидетельствует о росте неоднородности распределения инфляции по регионам (рис. 8).
Прогноз.
Инфляция складывается выше апрельского прогноза Банка России. Вклад в инфляцию со стороны устойчивых факторов в связи с более быстрым расширением спроса по сравнению с возможностями наращивания выпуска остается значительным. На краткосрочном горизонте это влияние усиливается ростом цен на мировых товарных рынках. Вместе с тем уменьшение текущих показателей устойчивой ценовой динамики может указывать на начало сближения относительной динамики спроса и предложения. С учетом сроков исчерпания эффектов низкой базы и проводимой денежно-кредитной политики Банк России ожидает, что годовая инфляция начнет снижаться осенью, вернется к цели Банка России во втором полугодии 2022 г. и будет находиться вблизи 4% в дальнейшем.
1 Без цен на плодоовощную продукцию, нефтепродукты, жилищно-коммунальные услуги.
Дата отсечения данных – 08.07.2021.
Электронная версия информационно-аналитического комментария размещена на официальном сайте Банка России.
Материал подготовлен Департаментом денежно-кредитной политики.
Фото на обложке: Shutterstock / Fotodom.
© Центральный банк Российской Федерации, 2021.