Российский рынок микрофинансирования вырастет не менее чем на 30% по итогам 2021 года при сокращении числа профильных организаций. Такой прогноз высказали аналитики рейтингового агентства «Эксперт РА» на круглом столе «Микрофинансирование в России: перспективы, конкуренция, трансформация».
Эксперты отметили, что в 2020 году, помимо «черного лебедя» в виде пандемии Covid-19, на рынок оказали влияние несколько новых тенденций. Так, после краткосрочного эффекта сжатия выдачи (особенно в офлайне) многие МФО стали наблюдать изменение модели потребительского поведения, а также рост спроса на микрозаймы из-за стагнации реальных располагаемых доходов.
Увеличение количества входящих заявок позволило во втором полугодии 2020 года показать адекватную восстановительную динамику без ущерба для качества активов. Совокупный портфель микрозаймов всех МФО вырос до 249 млрд рублей (плюс 18% после плюс 30% за 2019-й).
Согласно прогнозу «Эксперт РА», в текущем году темпы прироста портфеля микрозаймов покажут восстановление после пандемии и медленного роста в 2020-м, при этом объемы выдачи возрастут почти на треть, достигнув уровней допандемийных лет.
Вместе с тем, потенциальное ограничение займов с высокими ПСК и ПДН может выступить ключевым вызовом для рынка в перспективе ближайших лет, что приведет к сокращению числа игроков. Аналитики считают, что к концу 2021 года в реестре Банка России останется порядка 1—1,1 тыс. компаний из 1385 на начало года.
Пандемия и МФО: как меняются бизнес-модели.
Еще одной темой, которая активно обсуждалась на круглом столе, стала перспектива изменения бизнес-моделей МФО под влиянием пандемии и вызванных ею ограничений.
Участники дискуссии согласились с тем, что в ближайшее время на рынке останутся гибридные компании, ведущие бизнес как онлайн-, так и в офлайн-среде, однако упор будет делаться на развитие дистанционных сервисов. При этом функционал сети продаж ждет серьезная трансформация. На этом акцентировала внимание коммерческий директор МФК «МигКредит» Надежда Димченко.
«Мы диджитализировали сеть продаж и создали новый формат – Assistant Digital. Принцип нашей работы – это распределенный контактный центр, который обладает компетенцией в сфере управления и продаж. Поэтому сейчас мы говорим о том, что у нас нет классических региональных офисов. В то же время Assistant Digital дает компании половину выдач, особенно по продукту cashloan, а также две трети продаж кросс-продуктов», - сообщила она.
Надежда Димченко отметила, что основной трафик сейчас приходит по онлайн-каналам, однако его необходимо правильно монетизировать. Поэтому «МигКредит» разработал для клиентов самую короткую на рынке анкету, понятный интерфейс с точки зрения выбора продуктов и быстрый алгоритм принятия решений. Важным моментом является и то, что выбор продуктов и подписание документов происходят в личном кабинете на сайте, что изначально привязывает клиентов к онлайн-сервисам.
«Для нас на текущий момент гибридная модель ведения бизнеса все равно означает digital first. Теперь необходимо научиться в этот процесс рациональным образом встроить человека», - резюмировала коммерческий директор «МигКредит».
В работе круглого стола, организованного «Эксперт РА», приняли участие свыше 150 делегатов, среди которых представители регулятора, топ-менеджеры крупнейших МФО, руководители инвестиционных и ИТ-компаний.