Марк Томсон (Mark Thomson), директор по решениям для розничной торговли в компании Zebra Technologies (https://www.zebra.com/ru/ru.html), рассказал про новейшие технологические решения для предприятий, работающих в сфере розничной торговли в России и Европе, а также поделился экспертным мнением на тему преимуществ интеллектуальной автоматизации.
В 2020 году из-за Covid-19 сфера розничной торговли столкнулась с невиданными ранее проблемами. Среди них выделяются три, связанные с изменением поведения покупателей: рост объемов онлайн-шопинга, закрытие и повторное открытие магазинов с товарами не первостепенной важности, а также снижение частоты посещений магазинов и уменьшение объема покупок в них. Вместе эти факторы послужили катализатором быстрого совершенствования технологий в розничной торговле. Также не стоять на месте и меняться отрасль вынудили ставшие очевидными слабые места. Компаниям пришлось пересмотреть принципы работы магазинов и интегрировать физические и цифровые ресурсы в общую стратегию.
Чтобы цифровая трансформация принесла плоды, для начала нужно придумать концепцию и создать надежную операционную модель. Затем необходимо рассмотреть весь ассортимент доступных технологий и понять, как они могут помочь в реализации этой концепции с точки зрения производительности или качества обслуживания клиентов. До пандемии многие розничные компании считали, что у них есть несколько лет, чтобы расширить и перестроить свои рабочие процессы, но были вынуждены изменить их за несколько месяцев.
Ускорилось движение в давно заданном направлении — в сторону электронной коммерции, оптимизации цепочки поставок, Интернета вещей и облачных сервисов. В то же время из-за пандемии стремительно развиваются такие модели, как онлайн-шопинг с самовывозом из магазина и использование микроскладов. В 2021 году рынок розничных товаров будет расти за счет внедрения этих подходов и интеллектуальной автоматизации.
Розничные компании наращивают инвестиции в автоматизацию процессов, которая предполагает применение роботов, дополненной реальности, специальных алгоритмов машинного обучения и искусственного интеллекта. Ускоренная автоматизация розничной торговли влияет на всю цепочку поставок: от складов и центров распределения до логистики и физических точек продаж. Причина тому — необходимость доставлять товары напрямую потребителям.
Давайте рассмотрим преимущества автоматизации розничной торговли и технологические решения, которые приведут отрасль к успеху в 2021 году.
Основные преимущества автоматизации в розничной торговле.
Для автоматизации рабочих процессов в розничной торговле используются физические роботы и мобильные средства, фиксированная инфраструктура, например RFID, машинное зрение, камеры и интеллектуальный анализ данных. Такой комплекс технологий дает актуальное и наглядное представление о точке продажи и уверенность, что каждый товар находится на своем месте. Это помогает увеличить доходы.
Распространению автоматизации в этой сфере способствуют несколько факторов. В их числе ставшие более доступными искусственный интеллект, машинное обучение, робототехника и предписывающая аналитика, а также набирающие популярность виртуальные помощники, например, Alexa и Siri. Чем больше эти технологии проникают в нашу повседневную жизнь, тем чаще их используют компании розничной торговли, чтобы улучшить процессы: пополнять запасы, выполнять заказы, доставлять товары и обслуживать покупателей.
Помимо прочего, компании столкнулись с тем, что физические магазины стали дорого обходиться и приносить меньше дохода. Чтобы сократить затраты на их обслуживание, нужно найти процессы, которые можно автоматизировать и сделать более эффективными. Правильная технология помогает автоматизировать действия, принимать взвешенные решения и направлять усилия сотрудников на важные задачи, освобождая от рутинных обязанностей.
Ускорение рабочих процессов с помощью автоматизации.
Компаниям розничной торговли нужны новые технологии, чтобы шире взаимодействовать с потребителями через несколько каналов, особенно сейчас, когда пандемия изменила поведение покупателей. Из-за возросшей популярности онлайн-шопинга компании вынуждены расширять присутствие в Интернете, при этом сохраняя прибыльность и равновесие между объемом заказов и скоростью их обработки. Помимо стандартной доставки, больше остальных популярностью пользуются такие модели потребления, как самовывоз, доставка в указанную покупателем точку и бесконтактная доставка. Они также побуждают компании внедрять новые технологии, например, интеллектуальную автоматизацию в зоне обработки заказов.
Автоматизация центров обработки заказов — ключевой фактор повышения качества обслуживания. Из-за того, что приходится быстро переходить на онлайн-продажи, розничные компании должны полностью перестраивать цепочки поставок и модели обработки заказов. Некоторые переходят на небольшие склады, которые располагаются ближе к покупателям, зачастую рядом с магазином, или занимают освободившиеся площади торговых залов.
Другие доставляют купленные товары прямо с полок магазинов, из-за чего нуждаются в решениях, которые помогут получать актуальную информацию о наличии товаров. Развертывание решений интеллектуальной автоматизации по всей цепочке поставок поможет ведущим компаниям эффективно прогнозировать и контролировать свои товарные запасы, расширять возможности замены товаров, сокращать задержки и устранять проблемы, которые могут негативно сказаться на репутации компании.
Автоматизация розничной торговли также экономит время сотрудников и повышает точность их работы. Устаревший подход, когда сотрудники вручную сканируют и ищут товары, неэффективен и влечет за собой ошибки из-за человеческого фактора. Платформа интеллектуальной автоматизации может собирать и синтезировать данные о товарных запасах в режиме реального времени и сообщать персоналу, где требуется участие. Так сотрудники могут не тратить время впустую, бродя по магазину в поисках товаров или пустых мест на полках, что повышает общую производительность.
В 2021 году автоматизация и принятие решений на основе данных станут основополагающими тенденциями в розничной торговле и будут поддержаны решениями для персонала. Розничным компаниям нужна интеллектуальная автоматизация, чтобы постепенно повышать эффективность персонала и создавать умные торговые сети и центры обработки заказов. Еще одна важная составляющая автоматизации — использование коллаборативных роботов (коботов), которые работают вместе с людьми, повышают их производительность и освобождают от рутинных задач.
На уровень выше благодаря полезной аналитике.
Многие компании понимают, насколько важны данные. Проблема заключается в том, как применять информацию, которую система интеллектуальной автоматизации генерирует в реальном времени и на основе которой дает рекомендации, по-другому называемые предписывающей аналитикой.
Она помогает компаниям принимать решения о ресурсном планировании, оптимизации запасов и других ключевых аспектах бизнеса. Система берет данные из доступных источников и в реальном времени формулирует задачи, выполнение которых поможет улучшить показатели бизнеса. Такой подход позволит розничным компаниям повысить эффективность и доход, а также избежать нехватки запасов.
Новое поведение покупателей и связанные с ним технологические изменения.
Технологии, в том числе интеллектуальная автоматизация, помогают совершать покупки удобным способом, через любой из доступных каналов. Что бы ни выбирали покупатели: поход в физический магазин, онлайн-шопинг с доставкой или самовывозом, — розничным компаниям придется соответствовать их желаниям и при этом адаптироваться к новым моделям потребления.
Нужно постоянно держать в уме, что покупатели хотят, чтобы обслуживание было на высоте. Для этого нужно предложить им самый простой и быстрый способ получить желаемые товары. Те, кто инвестирует в интеллектуальную автоматизацию, смогут выполнить эту задачу как в физических магазинах, так и в Интернете.
Если все сделать верно, покупатели даже не заметят, что процессы автоматизированы, но обратят внимание на то, что совершать покупки удобно, а значит останутся довольны и обязательно вернутся. Сейчас, когда в рамках новой нормальности, после начала пандемии, меняется поведение покупателей, экологические требования и социальные запросы, критически важно, чтобы технологические решения, их разработчики и розничные компании были гибкими и готовыми адаптироваться к дальнейшим изменениям.
Подробности о решениях интеллектуальной автоматизации, которые помогают компаниям добиться успеха, можно прочесть здесь (https://www.zebra.com/us/en/solutions/industry/retail.html).