В прошлом году количество физических точек обслуживания потребителей финансовых услуг, несмотря на развитие дистанционных сервисов, увеличилось на 16,4%, сообщает пресс-служба ЦБ РФ.
К концу 2020 года в России насчитывалось более 5 млн офисов финансовых организаций, банкоматов, платежных терминалов, почтовых отделений с банковскими услугами, магазинов с услугой cash-out и других точек, говорится в аналитической справке Банка России.
Население и бизнес пока не готовы полностью отказаться от физического обслуживания финансовыми организациями. Интернет покрывает еще не всю территорию страны (особенно отдаленные, малонаселенные и труднодоступные территории), каналы предоставления дистанционных финансовых услуг не всегда адаптированы к нуждам всех групп населения (в том числе людей с инвалидностью, пожилых граждан), а некоторые потребители в силу различных причин не могут или не готовы воспользоваться дистанционной формой взаимодействия, отмечается в справке.
В последние годы Банк России уделяет особое внимание развитию кредитными организациями так называемых «облегченных» форматов банковского обслуживания. Так, к концу 2020 года банковские операции проводились в 35,9 тыс. почтовых отделений, или 95% всех отделений связи, имеющих доступ к Интернету. Получить наличные деньги в кассах магазинов можно было почти в 4,5 тыс. точек.
Банк России поддерживает тренд на расширение видов финансовых услуг, предоставляемых именно в таких форматах, а также на повышение качества этих услуг. Регулятор видит возможности для дальнейшего развития дистанционных каналов, однако считает важным, чтобы этот процесс был сбалансированным.
Аналитическая справка в отношении инфраструктурной обеспеченности территории России точками доступа к финансовым услугам в условиях развития дистанционных каналов обслуживания.
Всего в России на конец 2020 года насчитывалось более 5 млн точек обслуживания потребителей финансовых услуг в различных форматах (прирост по сравнению с 2019 годом составил 16,4%).
В Приложении к настоящей аналитической справке представлена таблица с информацией об обеспеченности субъектов Российской Федерации физическими точками доступа к финансовым услугам.
По данным обследования Международного валютного фонда «Обеспечение доступа к финансовым услугам и их использование», Россия на начало 2020 года находилась в числе мировых лидеров по таким показателям достижения целей устойчивого развития ООН, как количество подразделений (25,6 ед., 28-е место из 147 стран) и банкоматов коммерческих банков (165,5 ед., 7-е место из 149 стран) в расчете на 100 тыс. человек взрослого населения1. Россия, по предварительным оценкам (данные по итогам 2020 года еще не опубликованы), сохранит лидирующие позиции.
Несмотря на высокий уровень среднероссийской инфраструктурной обеспеченности точками доступа к финансовым услугам, до сих пор существует ряд нерешенных проблем финансовой доступности в России, связанных с уникальными особенностями страны, включая ее географические и демографические характеристики. Одной из таких проблем является сложность преодоления «последней мили», то есть вопроса взаимодействия с теми группами населения, у которых затруднена возможность получать обслуживание на постоянной основе или в рамках каких-либо отдельных форматов (например, проживающие в сельской местности, на отдаленных, малонаселенных и труднодоступных территориях; люди с инвалидностью, пожилые и иные маломобильные группы населения).
О развитии дистанционных каналов доступа к финансовым услугам.
Цифровая трансформация социально-экономических процессов, происходящая по всему миру и в России, особенно активно в последние годы затронула потребителей финансовых услуг, которые все чаще и шире пользуются финансовыми услугами и новыми каналами доступа к ним. Особенно стоит отметить востребованность безналичных платежей: впервые доля безналичных платежей в розничном обороте превысила долю наличных в 2018 году, а по итогам 2020 года достигла рекордных 70,3%. Этому во многом способствовало увеличение охвата организаций торговли и услуг электронными терминалами (POS-терминалами): только за последние два года (c 01.01.2019) их количество увеличилось на 39% и составило почти 3,6 млн ед. на 01.01.2021.
Повсеместное использование платежных карт дает потребителю одно из самых важных преимуществ – возможность быстрого доступа к услугам через онлайн-каналы.
Еще шесть лет назад финансовый рынок не мог полноценно использовать их потенциал для обслуживания потребителей: по итогам опроса, проведенного по заказу Банка России в мае 2016 года, дистанционный доступ к банковским счетам для осуществления перевода денежных средств использовали всего 23,7% респондентов из числа взрослого населения. Три года назад, хотя финансовые организации уже активно начали продвигать онлайн-сервисы, население воспринимало их больше как дополнительные каналы доступа к финансовым услугам: в мае 2019 года показатель составил 55,2%.
Банк России в этот период, наблюдая начало формирования тенденции технологической трансформации финансового рынка, в свою очередь, активно формировал условия для дальнейшего расширения онлайн-каналов доступа к финансовым услугам, в том числе создавая и поддерживая цифровые финансовые сервисы (удаленная идентификация, Единая биометрическая система, Система быстрых платежей, проект «Маркетплейс», Цифровой профиль, электронный документооборот).
Высокое проникновение дистанционных финансовых сервисов к началу 2020 года позволило значительно облегчить населению и бизнесу доступ к финансовым услугам в условиях распространения коронавирусной инфекции. Массовая самоизоляция населения и иные ограничительные меры в период пандемии, в свою очередь, привели к еще более частому и широкому использованию дистанционных каналов доступа к финансовым услугам, причем не только платежных, но и услуг кредитования (в том числе ипотечного), страхования, размещения свободных денежных средств и других, в некоторой степени ускорив переход потребителей к их использованию.
Банк России, учитывая уже сформированную базу для дальнейшей технологической трансформации финансового рынка, видит возможности для дальнейшего роста использования населением и бизнесом дистанционных каналов обслуживания, в том числе для перехода к их преимущественному использованию вместо обращения к физическим точкам доступа к финансовым услугам.
В то же время важно, чтобы этот процесс проходил сбалансированно. Несмотря на то что уже в настоящее время дистанционные каналы стали главным фактором удовлетворенности потребителей финансовыми продуктами (услугами)2, население и бизнес еще не готовы полностью отказаться от физических точек обслуживания. Кроме того, сеть Интернет покрывает еще не все населенные территории России (особенно отдаленные, малонаселенные и труднодоступные территории), а каналы предоставления дистанционных финансовых услуг не всегда адаптированы к нуждам всех групп населения (в том числе людей с инвалидностью, пожилого населения и иных маломобильных групп населения).
О развитии «облегченных» форматов обслуживания на отдаленных, малонаселенных и труднодоступных территориях.
В 2020 году основными задачами Банка России в части повышения проникновения финансовых услуг на отдаленные, малонаселенные и труднодоступные территории являлись сохранение уровня присутствия финансовых организаций в сельской местности, развитие различных новых перспективных форматов обслуживания (в том числе физического присутствия в виде «облегченных» форматов) и повышение качества финансовых услуг в них, в том числе в рамках деятельности соответствующих рабочих групп при Банке России, а также использование преимуществ дистанционных каналов доступа к финансовым услугам.
Для более плавного перехода в онлайн и сглаживания негативных эффектов цифрового неравенства, возникающих из-за территориальных особенностей, Банк России считает необходимым сохранить достаточную инфраструктуру точек физического обслуживания, в том числе в сельской местности и на отдаленных, малонаселенных территориях, продвигая развитие «облегченных» форматов присутствия (в том числе через агентов). В рамках деятельности соответствующих рабочих групп при Банке России среди банков-участников осуществляется оперативный мониторинг состояния и планов по развитию сетей и различных форматов присутствия в сельской местности.
Стоит отметить, что новые, «облегченные» форматы обслуживания населения кредитными организациями в последние годы получают все большее развитие: например, в отделениях почтовой связи расширяется набор проводимых в них банковских операций (на конец 2020 года 35,9 тыс. точек, из них 26,2 тыс. расположены в сельской местности3). Указанный формат обслуживания охватывает уже 95% всех действующих стационарных отделений почтовой связи, в которых есть доступ к сети Интернет. В 2020 году Банк России разработал и опубликовал рекомендации для кредитных организаций и операторов платежных систем о порядке оказания услуг по выдаче держателям платежных карт наличных денег одновременно с покупкой в торгово-сервисных предприятиях (cash-out). Сеть точек предоставления сервиса cash-out расширяется в России: на 01.01.2021 их количество составило почти 4,5 тыс. ед.4, при этом после пилотирования данного сервиса произошел их существенный рост: 93 точки на 01.01.2019, более 3,7 тыс. точек на 01.01.2020. Важно отметить, что более 95% этих точек расположено в сельской местности. В пилотных точках с сервисом cash-out населению оказываются услуги по приему платежей, заявлений на выдачу дебетовых карт и другие. Для учета особенностей распространения сервиса cash-out в Республике Крым и городе Севастополе в рабочую группу по приглашению Банка России вошли представители ведущих кредитных организаций, работающих в регионе и готовых в первом полугодии 2021 года начать внедрение сервиса cash-out на этих территориях. Так, по состоянию на 01.01.2021 на территории Республики Крым уже действовала 1 точка cash-out.
Также растет сеть обслуживания населения в стационарных удаленных точках с работниками, агентами и партнерами кредитных организаций (524,5 тыс. точек по состоянию на 01.01.20215). Кроме этого, для сельской местности актуальным является формат нестационарного обслуживания нескольких населенных пунктов агентами, оказывающими в основном услуги по сбору документов и услуги информационно-консультационного характера. Численность таких агентов, работающих в сельской местности, только у кредитных организаций – участников Рабочей группы при Банке России по повышению финансовой доступности на отдаленных, малонаселенных и труднодоступных территориях на конец 2020 года составила более 1,1 тыс. человек.
В фокусе внимания на среднесрочную перспективу в отношении указанных «облегченных» форматов обслуживания в первую очередь находятся обеспечение качества и расширение номенклатуры финансовых услуг, оказываемых через данные форматы. Так, возможность получения услуг надлежащего качества позволит создать уверенность у потребителя в легальных финансовых услугах, а расширение набора финансовых продуктов и услуг, доступных потребителю через «облегченные» форматы присутствия, необходимо для полноценного удовлетворения растущих потребностей людей.
Об адаптации каналов доступа к финансовым услугам к потребностям людей с инвалидностью, пожилого населения и иных маломобильных групп населения.
В 2020 году Банк России продолжил реализовывать мероприятия, направленные на повышение уровня доступности и качества финансовых услуг для данной группы населения, в том числе выпустив новые рекомендации по обеспечению доступности дистанционных (цифровых) каналов для потребителей финансовых услуг, в том числе лиц с инвалидностью и иных маломобильных групп населения, и предоставлению финансовых продуктов (услуг) населению посредством дистанционных (цифровых) каналов6.По результатам опроса, проведенного в 2020 году, 81,3% людей с инвалидностью полностью или скорее удовлетворены обслуживанием в кредитных организациях (на 4,4 п.п. больше, чем в 2018 году), в том числе удовлетворены полностью 35,2% опрошенных по сравнению с 30,8% в 2018 году. Дистанционный доступ к банковским счетам для осуществления перевода денежных средств использовали 50,7% респондентов (на 14,1 п.п. больше, чем в 2018 году). О полной или частичной приспособленности интернет-банка с доступом через веб-браузер сообщили 73,3% респондентов, а мобильного приложения банка – 81,1%. 41,8% людей с инвалидностью сообщили, что они скорее либо полностью готовы перейти на дистанционное обслуживание.
В целом, несмотря на существенный рост использования дистанционных каналов обслуживания, личные посещения подразделений по-прежнему остаются наиболее используемым каналом взаимодействия с финансовыми организациями для людей с инвалидностью. Вместе с тем среди респондентов с инвалидностью, лично посещающих финансовые организации, 48,1% скорее либо полностью поддержали возможность перейти на дистанционное обслуживание и отказаться от личных посещений. Меньше всего респондентов, скорее либо полностью поддержавших возможность отказа от личных визитов в подразделения и перехода на дистанционное взаимодействие с финансовыми организациями, наблюдается среди людей с полной потерей слуха (41,4%) и людей с полной потерей зрения (30,4%) – по сравнению с другими группами людей с инвалидностью они наиболее чувствительны к уровню адаптации различных каналов взаимодействия с финансовыми организациями и могут больше других сомневаться в возможности беспрепятственного получения ими всех финансовых услуг только посредством дистанционных каналов.
По результатам ежегодного мониторинга исполнения кредитными организациями рекомендаций Банка России7 по созданию безбарьерной среды для людей с инвалидностью, пожилых и других маломобильных групп населения 65% кредитных организаций исполнили или практически исполнили эти рекомендации (на 7 п.п. больше, чем в 2019 году), а без учета рекомендаций по техническому переоснащению инфраструктуры – 86% (на 3 п.п. больше, чем в 2019 году). Также в 2020 году в рамках обследования 73% кредитных организаций сообщили о наличии или разработке мер и / или продуктов (услуг) для людей с ментальными особенностями и 53% кредитных организаций указали, что они полностью или скорее готовы исполнять рекомендации национального стандарта ГОСТ Р 52872-20198.
1 Дата обращения к базе данных: 21.05.2021.
2 Об этом свидетельствуют результаты анализа состава факторов «Композитного индекса удовлетворенности населения работой финансовых организаций, финансовыми продуктами (услугами) и каналами предоставления финансовых услуг», опубликованные на официальном сайте Банка России по итогам опросов населения в мае 2016, 2017, 2018 и 2019 годов.
3 По данным кредитных организаций – участников Рабочей группы при Банке России по повышению финансовой доступности на отдаленных, малонаселенных и труднодоступных территориях.
4 По данным кредитных организаций – участников Рабочей группы при Банке России по реализации пилотного проекта по предоставлению услуг по выдаче держателям платежных карт наличных денег в торгово-сервисных предприятиях. Без учета точек cash-out, расположенных в торговой сети «ВкусВилл».
5 По данным обследования кредитных организаций, проведенного Банком России.
6 Информационное письмо Банка России от 29.12.2020 № ИН-01-59 / 184.
7 Информационное письмо Банка России от 12.05.2017 № ИН-03-59 / 20.
8 ГОСТ Р 52872-2019 «Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы. Требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности» (утвержден приказом Росстандарта от 29.08.2019 № 589‑ст).
Материал подготовлен Службой по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг.
Фото на обложке: А. Байбара, Банк России.
© Центральный банк Российской Федерации, 2021.