Банк России предлагает дополнить перечень действий, относящихся к манипулированию рынком.
Регулятор намерен признать манипулированием умышленные действия, которые вводят в заблуждение инвесторов и создают искусственную активность в отношении обращающихся на бирже активов. Такой проект указания разработал Банк России.
Речь идет о действиях, существенно влияющих на параметры торгов или препятствующих их естественному рыночному изменению. Это может быть как распространение информации об активах и компаниях, так и совершение операций. Например, когда заявки на покупку или продажу выставляются без намерения их исполнить, а только для того, чтобы добиться более выгодной цены или иных торговых параметров в заявках противоположной направленности (spoofing или layering). Манипулированием рынком могут также считаться призывы к подобным действиям или их координация.
Сейчас практики, относящиеся к манипулированию, указаны в «антиинсайдерском» законе. Но на фоне развития современных информационных технологий и средств коммуникации появляются новые способы, не подпадающие под этот перечень. Закон дает Банку России право дополнить список. Предлагаемые изменения позволят регулятору предупреждать, выявлять и пресекать наиболее сложные, но уже достаточно распространенные недобросовестные манипулятивные практики — в том числе с использованием сайтов, социальных сетей, блогов и мессенджеров, а также применять соответствующие меры за такие действия.
Текст проекта:
Проект
Центральный Банк Российской Федерации (Банк России)
Указание
«__» ___________2021 г. №_________-У
г. Москва
Об определении исчерпывающего перечня действий, относящихся к манипулированию рынком, в целях реализации функций Банка России, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Настоящее Указание на основании пункта 8 части 1 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 31, ст. 4193; 2018, № 32, ст. 5103) определяет исчерпывающий перечень действий, относящихся к манипулированию рынком, в целях реализации функций Банка России, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
1. К манипулированию рынком относятся следующие действия, в результате которых цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без совершения таких действий:
1.1. Умышленное распространение или предоставление лицом (лицами) любыми способами информации и (или) документов, в том числе в соответствии с законодательством Российской Федерации, вводящих в заблуждение относительно:
одного или нескольких финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, в том числе совершения операций с ними и условий таких операций,
и (или) одного или нескольких эмитентов,
и (или) одной или нескольких управляющих компаний,
и побуждающих иных лиц к совершению на организованных торгах операций с финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром или отказу от их совершения.
Не относятся к манипулированию рынком предусмотренные настоящим подпунктом действия, совершенные профессиональным участником рынка ценных бумаг, управляющей компанией, кредитной организацией, клиринговой организацией, организатором торговли или лицом, осуществляющим присвоение кредитного рейтинга, и представляющие собой распространение или предоставление информации и (или) документов, которые являются результатом исследований, прогнозов или оценок, осуществленных указанными лицами в том числе на основании закона и (или) договора с использованием общедоступных сведений.
1.2. Неоднократное в течение торгового дня совершение лицом (лицами) на организованных торгах операций с финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром, в том числе скоординированных операций, вводящих в заблуждение относительно цены, спроса, предложения или объема торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром и побуждающих иных лиц к совершению операций с финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром или отказу от их совершения, в том числе влекущих принудительное закрытие позиции клиента участника торгов, представляющее собой сделку или несколько сделок, совершаемых участником торгов, в том числе на основании длящегося поручения, в целях погашения задолженности клиента по маржинальным сделкам, прекращения обязательств по иным сделкам, совершенным за счет этого клиента, или снижения рисков по производным финансовым инструментам. Положения настоящего пункта применяются к организованным торгам, операции на которых совершаются на основании заявок, адресованных всем участникам торгов, в случае, если информация о лицах, подавших такие заявки, а также о лицах, в интересах которых были поданы такие заявки, не раскрывается другим участникам торгов.
1.3. Побуждение, в том числе призывы, к совершению действий, определенных настоящим Указанием, а равно организация и (или) координация указанных действий.
2. Настоящее Указание подлежит официальному опубликованию и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от ________ 2021 года № ____) вступает в силу с ____________.
Председатель Центрального банка Российской Федерации Э.С. Набиуллина
Пояснительная записка к проекту указания Банка России об определении исчерпывающего перечня действий, относящихся к манипулированию рынком
Банк России разработал проект указания Банка России «Об определении исчерпывающего перечня действий, относящихся к манипулированию рынком, в целях реализации функций Банка России, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Проект).
Задачей Проекта является укрепление доверительной инвестиционной среды и стабильности финансового рынка, обеспечение справедливого ценообразования на финансовые инструменты, иностранную валюту и товары. С этой целью к действиям, относящимся к манипулированию рынком, предлагается отнести ставшие в последнее время достаточно распространенными недобросовестные манипулятивные практики (в том числе с использованием различных информационных ресурсов в сети Интернет: сайтов, социальных сетей, блогов и микроблогов, месседжеров), не предусмотренные пунктами 1 – 7 части 1 статьи 5 Федерального закона № 224-ФЗ. Введение соответствующих манипулятивных составов позволит Банку России квалифицировать такие практики в качестве запрещенных, предупреждать и пресекать их, а также привлекать к ответственности виновных лиц. Это будет способствовать максимально эффективному противодействию со стороны регулятора и участников финансового рынка постоянно совершенствующимся в условиях развития современных информационных технологий и средств коммуникации способам манипулирования рынком.
Для достижения целей разработки Проект предусматривает определение в качестве манипулирования рынком отдельных умышленных действий, вводящих в заблуждение добросовестных участников торгов и создающих дестабилизирующую искусственную торговую активность в отношении финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, существенно изменяющих цену, спрос, предложение или объем торгов ими либо препятствующих такому изменению, которое в противном случае могло быть обусловлено естественными рыночными факторами.
Действие Проекта, за исключением положений подпункта 1.1 пункта 1 Проекта, будет распространяться на всех участников финансового рынка, в том числе не поднадзорных Банку России. Положения подпункта 1.1 пункта 1 Проекта не будут распространяться на кредитные организации и некоторые некредитные финансовые организации (в частности: на профессиональных участников рынка ценных бумаг, управляющих компаний, клиринговых организаций, организаторов торговли или лиц, осуществляющих присвоение кредитных рейтингов, которые осуществляют обоснованную и добросовестную подготовку и распространение (предоставление) различных информационных и аналитических материалов в области финансового рынка.)
Проект разработан в целях реализации предусмотренных пунктом 8 части 1 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 224-ФЗ полномочий Банка России по определению исчерпывающего перечня действий, относящихся к манипулированию рынком.
Предполагаемый срок вступления в силу – 1 полугодие 2022 года.
Предложения и замечания по Проекту, направляемые в рамках публичного обсуждения, принимаются до 26 мая 2021 года по адресу sorokinov@cbr.ru.