Представители малого и среднего бизнеса в апреле обращались за реструктуризацией кредитов чаще, чем в марте: с 1 по 28 апреля 2021 года получено 4,3 тыс. заявок против 4 тыс. за предыдущий более длинный период — с 25 февраля по 31 марта, сообщает пресс-служба ЦБ РФ. Всего с 20 марта 2020 года по 28 апреля 2021 года субъекты МСП направили 196,1 тыс. обращений об изменении условий кредита. Реструктурировано более 100 тыс. договоров на общую сумму 917,7 млрд рублей.
Сохраняется потребность в реструктуризации кредитов и у граждан: в апреле они направили в банки 79,7 тыс. заявок о реструктуризации. Всего на 28 апреля от граждан поступило в банки 3535 тыс. обращений об изменении условий кредитных договоров, из которых рассмотрено около 99%. Одобрено 2073,2 тыс. заявлений, или примерно 59% от рассмотренных. Общее число проведенных реструктуризаций составило 1,9 млн на сумму 927,3 млрд рублей.
Подробнее читайте в информационном бюллетене «Динамика реструктуризации кредитов населения и бизнеса».
Реструктуризация задолженности физических лиц.
Банк России провел опрос 74 кредитных организаций1 о результатах их работы по реструктуризации задолженности граждан за период с 20 марта 2020 года по 28 апреля 2021 года.
В адрес кредитных организаций от заемщиков получено 3535 тыс. обращений об изменении условий кредитного договора. С 1 по 28 апреля 2021 года поступило 79,7 тыс. заявок. По сравнению с периодом с 25 февраля по 31 марта 2021 года их число сократилось на 19,2%, или на 19 тыс., что в значительной степени связано с более коротким периодом последнего раунда мониторинга.
По состоянию на 28 апреля 2021 года рассмотрено примерно 99% обращений. Одобрено 2073,2 тыс. заявлений, или примерно 59% от рассмотренных. Отказы получены в 1424 тыс. случаев.
Общее количество проведенных реструктуризаций увеличилось на 2%, или на 37,4 тыс., по сравнению с показателем на 31 марта 2021 года, до 1,9 млн (в марте 2021 года было проведено 44,8 тыс. реструктуризаций).
Объем ссудной задолженности по реструктурированным кредитам составил 927,3 млрд рублей. Прирост данного показателя с 1 по 28 апреля 2021 года составил почти 13 млрд руб. против 19,5 млрд руб. за период с 25 февраля по 31 марта 2021 года.
Обращения по поводу предоставления ипотечных каникул.
По состоянию на 28 апреля 2021 года поступило 45,6 тыс. обращений о предоставлении ипотечных каникул в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2019 № 76‑ФЗ.
За весь период мониторинга ипотечные каникулы фактически были предоставлены по 17,5 тыс. заявлений на сумму 45,8 млрд рублей. Доля фактически проведенных ипотечных каникул составляет около 90% от одобренных заявок.
Отказы получены по 17,3 тыс. требований, в основном из‑за непризнания нахождения заявителя в трудной жизненной ситуации или превышения максимального размера кредита.
Реструктуризация задолженности юридических лиц2.
Согласно информации, полученной от 33 крупнейших банков, включая 12 системно значимых кредитных организаций (СЗКО), в период с 20 марта 2020 года по 31 марта 2021 года объем реструктурированной ссудной задолженности превысил 5,6 трлн руб., или 15,6% от совокупного портфеля обследуемых банков (кроме субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП).
Реструктуризация задолженности субъектов МСП.
Согласно информации, полученной от 66 банков (включая все СЗКО), за период с 20 марта 2020 года по 28 апреля 2021 года число обращений субъектов МСП об изменении условий кредитных договоров (реструктуризации), направленных в банки, составило 196,1 тыс. (на 2,3% больше, чем на 31 марта 2021 года, когда этот показатель составлял 191,7 тыс.). В апреле 2021 года банками получено 4,3 тыс. обращений против 4,0 тыс. в марте 2021 года.
Общее количество проведенных реструктуризаций достигло 100,1 тыс., увеличившись на 1,2% по сравнению с показателем, зафиксированным в конце марта 2021 года. В апреле 2021 года было проведено 1,1 тыс. реструктуризаций против 1,4 тыс. в марте 2021 года. Доля проведенных заявок в суммарном количестве одобренных составила 97,0%.
Объем ссудной задолженности по реструктурированным кредитам достиг 917,7 млрд руб., увеличившись по сравнению с показателем на 31 марта 2021 года на 10,6 млрд рублей. Объем ссудной задолженности, в среднем приходящийся на один реструктурированный кредит, практически не изменился по сравнению с предыдущим раундом мониторинга и составил 9,2 млн рублей.
Согласно информации, полученной от шести банков, формирующих более 60% суммарного портфеля кредитов субъектов МСП, за период с 20 марта 2020 года по 28 апреля 2021 года чуть больше половины (50,1%) от общего количества реструктурированных этими банками кредитов пришлось на кредиты, выданные предприятиям оптовой и розничной торговли. Доля кредитов, выданных предприятиям, занимающимся транспортировкой и хранением, составила 16,6%; предприятиям, работающим в сфере общественного питания и гостиничного бизнеса, – 9,7%. В свою очередь, наибольший объем ссудной задолженности пришелся на кредиты предприятий, занимающихся операциями с недвижимым имуществом (45,9% от общего объема проведенных реструктуризаций), на втором месте – предприятия оптовой и розничной торговли (16,8%), на третьем – гостиничный бизнес и предприятия общественного питания (7,5%).
Статистика обращений и звонков потребителей финансовых услуг.
За период с 1 по 28 апреля 2021 года количество обращений, поступивших в Банк России от потребителей финансовых услуг, составило 32,0 тыс.3, что на 15,5% меньше, чем за период с 25 февраля по 31 марта 2021 года.
Основной объем всех обработанных жалоб пришелся на кредитные организации (55,5%). В отношении субъектов страхового дела было получено 16,0% всех обработанных жалоб, микрофинансовых организаций (МФО) – 16,8%.
По вопросам потребительского кредитования поступило 18,5% всех обработанных жалоб, ипотечного кредитования – 6,9%, ОСАГО – 10,4%, деятельности МФО по предоставлению займов – 14,0%.
Наибольшее количество жалоб получено в отношении вопросов, связанных с взысканием просроченной задолженности (10,1% от общего количества обработанных жалоб). На тематики «Проблемы с погашением (включая реструктуризацию / рефинансирование)» и «Навязывание дополнительных услуг при реализации финансовых продуктов» приходится по 6,4% всех обработанных жалоб. Кроме того, 6,1% обработанных жалоб касалось неверного применения коэффициента бонус‑малус, 4,3% – мошенничества (включая такие проблемы, как социальная инженерия, кибермошенничество, утечка персональных данных и др.); 3,1% – неправомерного списания денежных средств.
В структуре жалоб на проблемы с погашением доля новых тематик, возникших в условиях пандемии коронавирусной инфекции, снизилась до 14,0% (в марте 2021 года этот показатель находился на уровне 14,6%, в феврале 2021 года – 17,9%, в январе 2021 года – 18,7%). При этом удельный вес жалоб, касающихся реструктуризации кредитов, составил: в отношении кредитов юридических лиц – 7,3% от общего количества жалоб на проблемы с погашением (в основном это жалобы, связанные с предоставлением субъектам МСП кредитов на возобновление деятельности под 2% с возможностью списания долга); потребительских кредитов – 3,2%, ипотечных кредитов – 2,9%.
За период с 1 по 28 апреля 2021 года в колл-центр Банка России поступило 19,6 тыс. звонков, что на 6% больше, чем за предыдущий отчетный период с 4 по 31 марта 2021 года.
Наиболее часто встречающаяся тематика звонков – «Мошенничество от имени Банка России» (8,8% от общего объема).
1 Сокращение количества участников текущего раунда мониторинга по сравнению с предыдущим объясняется проведением одним банком реорганизации в форме присоединения. При этом в общих результатах опроса сведения присоединенного банка учтены.
2 Информация обновляется ежемесячно.
3 Оперативные данные.
Бюллетень подготовлен Службой по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг по данным на 28.04.2021 с использованием информации, предоставленной Службой текущего банковского надзора.
© Центральный банк Российской Федерации, 2021.