Пандемия изменила структуру крупного и среднего бизнеса, а также привычки потребления россиян. Омниканальность и трансформация клиентского опыта становятся частью стратегий большинства компаний. Об этом рассказали топ-менеджеры и предприниматели – выпускники программы Executive MBA (ЕМВА) в спецпроекте «2021. Время новых возможностей», посвященному 15-летнему юбилею Школы Сколково.
Бизнесмены и руководители компаний обозначили перспективы, которые появились у предпринимателей в 2021 году, поделились тем, как пандемия ускорила переход в онлайн, а также назвали цифровые решения, которые составляют новую реальность для людей и бизнеса в постковидный период. Эксперты крупного и среднего бизнеса уверены, что те компании, которые в период пандемии сумели внедрить цифровые решения, уже не вернутся в “прошлую реальность”.
Родион Ступин, операционный директор группы компаний Медси:
«В медицинской сфере ковид научил и пациентов, и индустрию в целом новым подходам в бизнесе. В первую очередь, это скорость принятия решений. 2020 год задал требования к темпу, сформировал необходимость внедрения новых продуктов, новых инфраструктурных проектов. Как и все компании, мы извлекли уроки и проанализировали, чему научила нас пандемия. Для нас ковид стал катализатором ускорения тех проектов, которые мы планировали запустить. В частности, телемедицина, развитие формата клиник «около дома», трансфер технологий, создание референс-центров, а также использование облачных решений для хранения и работы с диагностическими базами».
Иван Хохлов, сооснователь и генеральный директор проекта 12 Storeez:
«Роль IT в каждом бизнесе становится более значимой, чем до пандемии. Хотя она не изменила, а ускорила те процессы и те тренды, которые уже намечались, и те, которые уже были. То есть мир переходил в digital. Офлайн-ритейл стагнировал год к году, а онлайн-ритейл каждый год «отъедал» часть офлайн-бизнеса. Диджитализация, внедрение цифровых технологий во все аспекты жизни, в том числе удаленная работа, повлияли на то, как мы приобретаем одежду. Мы стали больше покупать в онлайн, и сегодня больше работает омниканальная модель потребления – когда онлайн и офлайн функционируют в тесной связке друг с другом и дополняют друг друга. Становится важнее управление жизненным циклом клиента, становится важнее управление базами данных, IT-составляющая в каждом бизнесе становится более значимой после пандемии».
Дмитрий Тамурка, основатель и генеральный директор федеральной сети косметических магазинов – сеть «Подружка»:
«Вопрос двадцатого года: выживем или не выживем? И когда вы отвечаете на вопрос себе, что «да, выживем», то дальше наступает вопрос «а как дальше развиваться?» Люди вынуждены были покупать много в онлайне из-за существенных ограничений в передвижении. И это повлияло на наш бизнес – до 20% покупателей ушло в онлайн.
Наша новая стратегия подразумевает активное развитие в онлайн. Для того чтобы это сделать, нужно провести коренные изменения в структуре бизнеса, поэтому мы запланировали инвестиции в IT, маркетинг, омниканальность».
Александр Ерастов, генеральный директор компании «Нефтьмагистраль»:
«Двадцать первый год подтолкнул нашу компанию делать уже сегодня многие вещи, которые будут востребованы нашими покупателями, нашими клиентами в будущем.
Например, внедрение и модернизация процессов роботизации: то есть все транзакции, сводятся у нас в один центр обработки данных – ЦОД, и оттуда мы можем брать любую информацию и транспортировать ее на нашу программу лояльности. Также мы стали развивать допуслуги».