Совет Евразийского экономического союза (ЕАЭС) более чем наполовину сокращает список развивающихся стран, для которых применяется 25%-ная скидка на импортную пошлину. Изменения утвердили 5 марта, а уже с 12 октября они вступят в силу. Отсюда возникает вопрос, как это решение отразится на стоимости мяса и объемах потребления и производства.
Отмена скидки коснется множества товаров, но в основном — продуктов питания, в том числе мясной продукции. Однако Сергей Юшин, руководитель Национальной мясной ассоциации, считает, что отмена льгот не отразится на рынке мяса в целом. Во-первых, льготы на импорт свинины и мяса птицы не действуют уже около семи лет, все это время товары ввозились по полной таможенной ставке. Во-вторых, импорт и без того составляет лишь малую часть объема рынка и не сможет существенно повлиять на него.
Действительно, собственное производство неуклонно держит курс на рост: например, производство свинины за 9 месяцев 2020 года показало рост на 12% по сравнению с 2019 годом, а импорт сократился почти до нуля. Производство говядины также показывает равномерную динамику прироста, импорт снижается. Превышает показатели прошлого года и производство мяса птицы, а вот объемы импорта растут, но основная страна-экспортер для России — это Беларусь.
За прошлый год производство всех видов мяса увеличилось более чем на 4% — до 11,2 млн тонн в убойном весе. Производство говядины все так же отстает от, например, более дешевых свинины и птицы, но все-таки растет — с 1,6 до 1,65 млн тонн в год.
Артем Кудимов, коммерческий директор АО АПФ «Наша Житница» и эксперт мясного проекта «Стейковка» дал свой комментарий о влиянии отмены льгот на импорт:
«В целом, используемый объем импорта в стране не настолько большой, чтобы повлиять на среднюю цену по рынку. Отмена льгот не скажется на компаниях с производством полного цикла, например, как бренд «Стейковка», который в принципе не использует импортное сырье и не опирается на размеры таможенных пошлин в ценообразовании.
Повышающийся спрос на говядину с учетом снижения импорта может повлиять на увеличение внутреннего производства КРС именно для мясопереработки, а не только выбраковки молочных ферм, и в целом может быть выгоден для компаний с собственным выращиванием КРС. Поэтому производство говядины продолжит расти — в России есть огромный потенциал для расширения собственного производства. Как уже неоднократно говорилось, мы можем производить в три раза больше говядины, чем сегодня, — до 5 млн тонн год».