В апреле инфляционные ожидания населения значительно увеличились, достигнув максимальных значений с февраля 2017 года, сообщает пресс-служба ЦБ РФ.
Согласно опросу ООО «инФОМ», проводимому по заказу Банка России, респонденты оценивают инфляцию в ближайшие 12 месяцев на уровне 11,9%. Оценки краткосрочных ценовых ожиданий предприятий в апреле также продолжили быстро расти. Прогнозы инфляции профессиональных аналитиков на 2021 и 2022 годы увеличились, но остались вблизи 4%.
Инфляционные ожидания и потребительские настроения (апрель 2021 г.).
В апреле инфляционные ожидания населения и бизнеса дополнительно увеличились. По данным опроса ООО «инФОМ», инфляционные ожидания населения существенно возросли, достигнув максимальных значений с февраля 2017 года. Согласно результатам мониторинга, проводимого Банком России, оценки краткосрочных ценовых ожиданий предприятий также продолжили быстро расти. Вмененная инфляция на ближайшие два года, заложенная в цены ОФЗ-ИН, в апреле почти не изменилась по сравнению со средними значениями марта (3,8%). Прогнозы инфляции профессиональных аналитиков на 2021 и 2022 гг. увеличились, но остались вблизи 4%. По прогнозу Банка России, инфляция в 2021 г. составит 4,7 – 5,2%. В условиях проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция вернется к цели Банка России в середине 2022 г. и будет находиться вблизи 4% в дальнейшем. Траектория ключевой ставки будет в существенной мере зависеть от скорости снижения инфляционных ожиданий населения и бизнеса.
Инфляционные ожидания населения.
По данным опроса ООО «инФОМ», проводимого по заказу Банка России, инфляционные ожидания населения в апреле существенно увеличились (табл. 1, рис. 1). Они превысили локальный максимум декабря 2020 г. и достигли максимальных значений с февраля 2017 года. Медианная оценка ожидаемой в ближайшие 12 месяцев инфляции составила 11,9% (+1,8 п.п. к марту). Заметно выросла и наблюдаемая населением инфляция. Ее медианная оценка составила 14,5% (+1,9 п.п. к марту). Свои оценки наблюдаемой и ожидаемой инфляции увеличили респонденты как со сбережениями, так и в гораздо большей мере без сбережений (рис. 2).
Повышение оценок наблюдаемой и ожидаемой инфляции прежде всего было связано с ускорением текущего роста цен на отдельные продовольственные товары и бензин, а также с повторным ослаблением рубля, произошедшим в конце марта – начале апреля. Этими индикаторами чаще всего руководствуется население в своих предположениях о будущей инфляции (рис. 32 – 33 Отчета). В апреле респонденты заметно чаще, чем в предыдущем месяце, говорили об удорожании бензина и яиц. Ускорение роста цен на эти товары было зафиксировано Росстатом в марте текущего года1. В ответах на вопрос о наблюдаемом росте цен увеличилось количество упоминаний и большинства других часто приобретаемых товаров и услуг (рис. 3 Аналитического отчета ООО «инФОМ», апрель 2021 г.).
В апреле выросли значения баланса ответов на вопросы о качественном изменении текущей и будущей инфляции2 (рис. 3). Как и в марте, наиболее существенно увеличились оценки роста цен за прошедший месяц и ожидания на месяц вперед. При этом ожидания на год вперед возросли незначительно, оставшись ниже уровня второй половины 2020 года.
Инфляционные ожидания населения до конца 2021 г. и на три года вперед в апреле почти не изменились (рис. 8 – 9 Отчета).
Из-за незаякоренности инфляционных ожиданий на цели Банка России по инфляции и их высокой чувствительности к динамике цен на отдельные товары ожидаемая инфляция сохраняется на повышенном уровне, что создает риски вторичных эффектов для ценовой динамики.
Потребительские настроения домохозяйств.
Индекс потребительских настроений в апреле продолжил снижаться второй месяц подряд (-1,8 п. к марту) (рис. 4). Среди его компонент более заметно снизился индекс ожиданий (-2,2 п.). Индекс текущего состояния уменьшился на 1,3 п. – за счет снижения оценок текущего материального положения, при этом значения индекса крупных покупок не изменились (рис. 12 Отчета).
В условиях сильного роста наблюдаемой инфляции и инфляционных ожиданий, сохраняющихся низких ставок по депозитам в апреле заметно снизилась склонность респондентов к сберегательному поведению. Доля тех, кто считает, что свободные деньги сейчас лучше тратить на покупку дорогостоящих товаров, увеличилась до 28% (+5 п.п. к марту), тех, кто полагает, что их лучше откладывать, – уменьшилась до 51% (-8 п.п. к марту) (рис. 21 Отчета). Доля респондентов, предпочитающих откладывать свободные деньги, последний раз была на таком низком уровне в декабре 2015 – январе 2016 года. При этом в апреле увеличилась доля опрошенных, считающих, что сбережения лучше хранить в банке (до 38%, +3 п.п. к марту), однако она оставалась ниже уровней февраля-марта 2020 г. (рис. 22 Отчета). Увеличению доли респондентов, предпочитающих хранить деньги в банке, мог способствовать небольшой рост ставок по вкладам в крупнейших банках в конце марта – начале апреля.
Ценовые ожидания предприятий.
По данным мониторинга, проведенного Банком России в апреле 2021 г., ценовые ожидания предприятий на три месяца вперед ускорили рост, превысив локальные максимумы 2019 – 2020 годов. Средний ожидаемый темп прироста цен в ближайшие три месяца составил 4,0% в годовом выражении (в апреле 2020 г. – 3,1%).
Главная причина роста ценовых ожиданий осталась прежней – рост спроса в условиях высокого давления со стороны издержек.
Так, предприятия продолжили улучшать свои оценки динамики текущего спроса. Оценки ожидаемого спроса в ближайшие три месяца также остались на высоком уровне. При этом доля предприятий, отметивших рост издержек за последний месяц, выросла до максимального уровня за последние шесть лет. Рост стоимости сырья, материалов и комплектующих, включая моторное топливо, отмечали 8 из 10 предприятий. Впервые за последние полгода увеличилась доля респондентов, планирующих повысить цены в связи с изменением валютного курса.
В большей степени ценовые ожидания росли в потребительском секторе – торговле и сфере услуг. Ускоренному росту ожиданий в сфере услуг способствовало догоняющее восстановление спроса. Восстановление в данной отрасли началось позже из-за влияния ограничений для борьбы с пандемией. В торговле повышение ценовых ожиданий произошло как у оптовых, так и у розничных предприятий. Средний темп прироста цен в ближайшие три месяца, ожидаемый предприятиями розничной торговли, составил 6,8% (в годовом выражении; в апреле 2020 г., в момент ажиотажного спроса на продукты питания перед локдауном, – 8,7%).
По данным опросов IHS Markit PMI, в марте 2021 г. ценовые индексы оставались вблизи максимальных значений (рис. 6). Основной вклад в замедление вносила динамика цен в обрабатывающей промышленности. При этом темпы роста цен в данной отрасли остаются высокими из-за роста транспортных расходов, удлинения сроков поставок и дефицита сырья. В сфере услуг, напротив, рост цен продолжил ускоряться. Драйвером ускорения цен, как и в обрабатывающих отраслях, выступает рост закупочных цен.
Вмененная инфляция для ОФЗ-ИН.
Вмененная инфляция, заложенная в цены ОФЗ-ИН, в апреле 2021 г. изменялась разнонаправлено (рис. 7). По оценкам Банка России3, вмененная инфляция на ближайшие два года в апреле снизилась после роста в конце марта, к настоящему моменту составив 3,6% (против 4% в последние дни марта). В среднем за первую половину апреля вмененная инфляция на ближайшие два года составила 3,8%, что соответствует средним значениям марта (табл. 1). Вмененная инфляция на 2023 – 2028 гг. в апреле составила 4,2% (+0,1 п.п. к марту), на 2028 – 2030 гг. – 4,8% (+0,2 п.п. к марту). Разнонаправленная динамика оценок вмененной инфляции, вероятно, связана с возросшей волатильностью на рынке ОФЗ в апреле.
Прогноз инфляции профессиональных аналитиков.
В марте-апреле 2021 г. прогнозы инфляции профессиональных аналитиков4 на 2021 г. заметно увеличились и находились в интервале 4,2 – 4,4% (табл. 1, рис. 8). Прогнозы на 2022 г. почти не изменились и составляли 4,0 – 4,4%. Прогноз на 2023 г. остался на уровне 4,0%.
Прогноз Банка России.
Прогноз инфляции Банка России на 2021 г. был повышен до 4,7 – 5,2%. Баланс рисков смещен в сторону проинфляционных. Действие проинфляционных факторов может оказаться более продолжительным и выраженным в условиях опережающего роста потребительского спроса по сравнению с возможностями расширения выпуска. Также их влияние может быть усилено повышенными инфляционными ожиданиями и сопутствующими вторичными эффектами. С учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция вернется к цели Банка России вблизи 4% в середине 2022 г. и будет находиться на этом уровне в дальнейшем.
1 См. информационно-аналитический комментарий «Динамика потребительских цен», № 3 (63), март 2021 года.
2 То есть большая доля респондентов указала, что цены выросли / вырастут очень сильно либо росли / вырастут быстрее, чем раньше / сейчас.
3Оценки основаны на сопоставлении ожидаемой доходности ОФЗ, индексируемых на инфляцию (ОФЗ-ИН), и номинальных ОФЗ с учетом лага в индексации номинала и сезонности инфляции. Методика расчета.
4 Данные опросов Интерфакс, Bloomberg, Thomson Reuters.
Дата отсечения данных – 19.04.2021.
Электронная версия информационно-аналитического комментария размещена на официальном сайте Банка России.
Материал подготовлен Департаментом денежно-кредитной политики.
Фото на обложке: Банк России
© Центральный банк Российской Федерации, 2021