Банк России представил Стратегию развития национальной платежной системы на 2021–2023 годы.
Основная цель, которая ставится в документе, — создание условий для предоставления удобных и доступных платежных услуг населению, бизнесу и государству.
Для этого в ближайшие три года планируется реализовать ряд принципиально новых инициатив. Одна из них — создание института небанковских поставщиков платежных услуг (НППУ). С развитием технологий на финансовый рынок все чаще выходят финтех-компании, которые готовы предлагать клиентам современные платежные услуги и сервисы. При этом при текущем регулировании такие услуги могут оказывать только кредитные организации. Введение института НППУ предоставит равные возможности финансовым посредникам.
Еще одно направление работы — внедрение открытых программных интерфейсов (открытых API). Эта технология обеспечит бесшовный обмен данными между участниками финансового рынка, а также равный доступ провайдеров услуг к информации о клиенте (с его согласия).
Банк России также планирует создать механизм, позволяющий компаниям быстро менять обслуживающий банк при продолжении зачисления средств на свои счета при изменении реквизитов. Отдельное внимание уделено внедрению электронных платежных счетов (e-invoicing). Это даст возможность бесшовно преобразовывать выставленные счета в платежное поручение, что значительно повысит скорость передачи документов на оплату.
Стратегия также предполагает дальнейшее развитие национальной платежной инфраструктуры, включая Систему быстрых платежей, Систему передачи финансовых сообщений и платежную систему «Мир».
В документе впервые представлены ключевые показатели, которые планируется достичь через три года по основным направлениям работы.
Одной из стратегических целей деятельности Банка России является обеспечение стабильности и развития национальной платежной системы (НПС).
В рамках Стратегии развития НПС1 от 15.03.2013 Банком России совместно с участниками платежного рынка реализованы ключевые проекты по совершенствованию национальной платежной инфраструктуры, обеспечивающей устойчивость и суверенитет российского платежного пространства.
Так, платежная система Банка России переведена на современную централизованную платформу и обеспечивает бесперебойное проведение межбанковских расчетов по единому расширенному регламенту. Запущена Система передачи финансовых сообщений Банка России, в рамках которой кредитным организациям и крупным компаниям, в том числе нерезидентам Российской Федерации, предоставлена возможность круглосуточно обмениваться финансовой информацией по независимым защищенным каналам.
В беспрецедентно короткие сроки все внутрироссийские операции по банковским картам международных платежных систем переведены на непрерывную круглосуточную обработку на территории Российской Федерации. Создана и занимает значимое место на российском рынке платежная система «Мир». Запущена эмиссия национальных платежных инструментов – карт «Мир». Потребителям предоставлена возможность осуществлять платежи и переводы в режиме 24 / 7 / 365 клиенту любого банка – участника Системы быстрых платежей.
Динамичное развитие российского платежного рынка, в том числе за счет активного внедрения инноваций, вывело Россию на первое место в мире по темпам роста безналичных платежей и позволило с 2018 года войти в пятерку мировых лидеров по их количеству2.
В то же время сформировались новые вызовы, существенно влияющие на развитие российского платежного рынка. Платежная индустрия, как и общество в целом, проходит цифровую трансформацию. Потребители становятся более требовательны к скорости, стоимости и доступности платежных услуг. Для создания инновационных платежных продуктов и сервисов поставщики платежных услуг широко внедряют новые технологии. Международные бигтех-компании активно внедряются в новые сферы, в том числе на российский платежный рынок. Регуляторы ведущих стран изучают возможности запуска национальных цифровых валют, Банк России выпустил консультативный доклад о цифровом рубле. Компании и банки с крупной клиентской базой начали построение собственных экосистем, предоставляя широкий перечень различных, в том числе нефинансовых, сервисов. При этом в отдельных сегментах НПС сформировался высокий уровень концентрации, где 1 – 2 ведущих игрока занимают доминирующее положение.
Также многократно повышаются требования к обеспечению информационной безопасности и формированию доверенной среды в платежной отрасли.
Стратегия развития НПС на 2021 – 2023 годы направлена на создание благоприятных условий для предоставления потребителям удобных, безопасных и доступных платежных услуг, развитие конкурентного и инновационного платежного рынка, совершенствование платежной инфраструктуры.
При разработке Стратегии развития НПС на 2021 – 2023 годы учтены документы стратегического планирования, в том числе:
- Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203;
- Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 13.05.2017 № 208;
- Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7;
- Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2019 – 2021 годов;
- Стратегия повышения финансовой доступности в Российской Федерации на период 2018 – 2020 годов;
- Основные направления развития финансовых технологий на период 2018 – 2020 годов;
- Основные направления развития информационной безопасности кредитно-финансовой сферы на период 2019 – 2021 годов.
Реализация Стратегии развития НПС на 2021 – 2023 годы будет осуществляться Банком России во взаимодействии с участниками рынка платежных услуг и профессиональными объединениями, а также с заинтересованными органами государственной власти Российской Федерации.