Завершился финал Олимпиады Кружкового движения Национальной технологической инициативы (Олимпиады КД НТИ) по профилю «Беспилотные авиационные системы», проходивший при поддержке ПАО ОАК и ПАО «Компания «Сухой». В финальных соревнованиях приняли участие 33 финалиста из 8 регионов России, от Крыма до Ямало-Ненецкого автономного округа.
Победа приносит 100 баллов ЕГЭ и преимущества при поступлении в ведущие инженерные вузы страны, включая Московский авиационный институт, — профиль включен в перечень Российского совета олимпиад школьников как олимпиада II уровня.
Олимпиада КД НТИ — первая российская командная инженерная олимпиада для школьников и студентов, которую организуют Кружковое Движение НТИ, АСИ, Платформа НТИ и РВК. В 2020/21 на трек для 8−11 классов зарегистрировались более 80 тысяч школьников из 85 регионов России. На профиль «Беспилотные авиационные системы» было подано более 1800 заявок.
Президент Ассоциации участников технологических кружков Алексей Федосеев отметил:
«Очень отрадно, что уже пятый год в Олимпиаде Кружкового движения НТИ сохраняется направление для будущих авиаконструкторов, которые будут развивать эту крайне важную сферу в жизни любой страны. Благодаря экспертами МАИ и ОАК наши участники могут с новых сторон взглянуть на мир беспилотных и не только авиационных систем. Я надеюсь, что наше сотрудничество с финалистами только начинается, и впереди у них не только поступление в профильные вузы, но и работа над идеями и проектами, которые они смогут реализовать при поддержке Кружкового движения».
Основную задачу финала подготовила команда Московского авиационного института. Финалистам предстояло «научить» беспилотные летательные аппараты самолетного типа находить очаги возникновения чрезвычайных ситуаций. Пожары, наводнения и другие стихийные бедствия возникают достаточно часто. Когда беспилотник видит очаги ЧС, он может вызвать помощь по спутниковой связи, передать координаты, показать фотоснимки. Такой метод имеет преимущества перед космическим мониторингом, который делает снимки редко, а от скорости обнаружения очага наводнения или возгорания зависит оперативность ответных мер — это часто бывает критично.
Во время финала на симуляторе был воссоздан полет над реальным ландшафтом. Участники создали алгоритм полета и анализа по техническому зрению: на летательном аппарате установили виртуальную камеру для получения фотографий и настроили ее таким образом, чтобы она анализировала полученные изображения с помощью алгоритмов технического зрения. Участники удаленно подключались к оборудованию полигона: беспилотному автомобилю, квадрокоптеру и фабрике — загружали на них свой программный код и запускали его. За результатом они могли следить через видеотрансляцию с испытательного полигона.
Призерами и победителями профиля «Беспилотные авиационные системы» стали финалисты из Московской и Новосибирской областей, а также из Санкт-Петербурга. В командном зачете победу одержала команда «П_Ч_П»: Никита Михин, Анастасия Демьянова, Михаил Диза, Александр Савчук. Победителями в индивидуальном зачете стали Никита Ермишин и Михаил Бузаков. Призеры в индивидуальном зачете — Михаил Диза, Андрей Дюгай, Никита Михин, Александр Савчук, Анастасия Демьянова и Давид Меликсетян.
Серия финалов для старшеклассников и студентов продлится до конца апреля. Заключительные этапы по 11 направлениям проходят в очном формате на площадках на базе вузов и образовательных центров во Владивостоке, Иркутске, Москве, Новосибирске, Тюмени, федеральной территории «Сириус». Еще 17 профилей проводят заключительный этап в распределенном формате, который позволит школьникам не покидать своих населенных пунктов.