Новый дистанционный труд получил правовую основу в январе. Теперь надо не просто изменить локальные акты, но и заново выстроить удаленную работу. Как закрыть риски и использовать возможности ФЗ-407? Ответ на вопрос эксперты BLS дали 31 марта в рамках первого в России воркшопа о дистанционном труде.
Закон установил много новых требований к дистанционному труду. Главное из них – порядок взаимодействия с сотрудниками. Без него работодатель остается вне правового поля. Но это не только риск нарушить закон, компания не сможет эффективно управлять работниками и увольнять из-за невыполнения обязанностей. Поэтому надо детально описать детали удаленной работы: время взаимодействия, порядок передачи отчетов, обмен документами, возмещение расходов. Причем процесс надо описать для всех 4 видов удаленной работы: в коллективном и трудовом договорах, дополнительном соглашении, локальном акте. Даже если у вас все в офисе, лучше подготовиться к возможном локдауну и вынужденной удаленке.
Например, время взаимодействия. Оно включено в рабочее, и звонок вечером работник может расценить как сверхурочку с повышенной оплатой. Придется указывать ненормированную работу, делить день на части, устанавливать гибкое время или суммированный учет. Это ведет к допрасходам и вероятному конфликту с сотрудником. А если не установить рабочее время, он сделает это на свое усмотрение.
Один из главных пунктов нового закона – компенсации и возмещение затрат при удаленке. Вы должны дать оборудование или компенсировать его покупку, возместить расходы, связанные с ее использованием. И это не только Интернет, но скажем - покупка мебели, оплата за свет. Все зависит от того, что вы опишете в документах. То же самое – с территорией работы. В практике уже есть кейсы, когда человек принят в одном регионе, а трудится в другом, а компания в итоге не может вызвать его в офис.
Наконец, нельзя забывать про допоснования для увольнения. Ранее для полевых сотрудников ТК РФ озвучивал: правила могут быть прописаны по соглашению сторон в договоре. Сейчас дополнительных «поводов» осталось лишь два: невыход на связь в течение 2 дней без уважительной причины и смена места проживания, если из-за этого нельзя выполнять обязанности. Это надо учесть. Так или иначе, изменения лучше внедрить сейчас. Это закроет риски и даст максимум возможностей. И реализовать проект сейчас проще, чем спустя время, ведь подписи сотрудников в любом случае нужны. А итог внедрения – уверенность в правильности документов, если придет ГИТ или сотрудник перестанет выполнять обязанности.