По данным Всероссийского союза страховщиков, в прошлом 2020 году страховые компании направили более 10 тысяч заявлений в правоохранительные органы с признаками страхового мошенничества, при этом сумма заявленного ущерба составила более 5,5 млрд рублей. Больше всего направлено заявлений по ОСАГО – 89% – при этом сумма заявленного ущерба составила более 2,7 млрд рублей. По остальным видам страхования, количество направленных заявлений значительно меньше и составило 11% от общего числа направленных заявлений в правоохранительные органы, при этом сумма заявленного ущерба по ним составила 2,8 млрд рублей.
Усилия, которые совместно прикладывают государство, правоохранительные органы, Центробанк России, как регулятор отрасли и страховые компании – приносят свои плоды. В некоторых регионах, которые особенно страдают от действий страховых мошенников, внедрили программы финансового просвещения для населения по вопросам страхования, в том числе, и по вопросам противодействия страховому мошенничеству. Эти программы помогают гражданам лучше разбираться в финансовых вопросах и не стать жертвой недобросовестных дельцов. Заработали единые информационные базы (Бюро страховых историй и АИС ОСАГО), которые позволяют оперативно обмениваться информацией между всеми участниками рынка. Были усилены службы безопасности страховых компаний, которые выявляют часть потенциальных мошенников еще до заключения договора страхования.
Как отмечает Андрей Крупнов, руководитель комитета по контролю качества продуктов и услуг в сфере страхования Объединения потребителей России, многие новации в сфере борьбы с мошенничеством приходят как раз из технологической сферы:
«Специальные инструменты обработки больших данных позволяют прослеживать связи между участниками различных договоров страхования и страховых случаев (включая сюда страхователей, пострадавших, свидетелей, агентов и т.п.) и выявлять контакты, которые просто невозможно увидеть «невооружённым глазом». Кроме того, скоринговые системы позволяют оценить склонность потенциального клиента к мошенничеству и отсеять его ещё на этапе заключения договора (либо, если это невозможно, как в случае с ОСАГО, взять его под особый контроль). Системы мониторинга рисков и предиктивной аналитики позволяют уловить момент, когда «белый» клиент превращается в пособника мошенников или выделить из общего потока страховых случаев подозрительный и дать соответствующее предупреждение сотрудникам СК. Причём такие аналитические инструменты срабатывают даже на самых новых схемах мошенничества, избавляя таким образом страховщиков от финансовых потерь».
В 2020 году по сравнению с 2019 годом количество заявлений в правоохранительные органы снизилось более чем на две тысячи, что связано с пандемией, и в том числе, смерами направленными на противодействие страховому мошенничеству. Кроме того, по сообщению президента Российского союза автостраховщиков Игоря Юргенса, на 64% сократились судебные обращения, так как действует досудебный порядок обращения и многие вопросы решаются через финомбудсмена.