Такой вывод содержится в подготовленном Банком России обзоре «Основные типы компьютерных атак в кредитно-финансовой сфере в 2019–2020 годах».
Этого удалось добиться за счет развития систем управления информационной безопасностью банков и повышения профессионального уровня их сотрудников. Пресечению атак на ранней стадии способствовал также информационный обмен ФинЦЕРТ, который позволяет оперативно доводить нужную информацию о выявляемых угрозах до всех финансовых организаций. Причиной снижения хакерской активности против российских банков являются и эффективные действия правоохранительных органов Российской Федерации и других стран, которые успешно противостоят злоумышленникам.
В то же время мошенники переключили свое внимание на клиентов кредитных организаций, главным образом на граждан. Основные каналы атак — это телефон и интернет.
В 2020 году Банк России выявил и отправил на блокировку 26,4 тыс. телефонных номеров, с которых мошенники обзванивали клиентов банков. Это почти в два раза (на 86%) больше, чем годом ранее.
Также в прошлом году Банк России инициировал блокировку около 7,7 тыс. мошеннических сайтов. Регулятор отмечает двукратный рост выявленных поддельных сайтов банков: в 2020 году обнаружено и отправлено на блокировку 1034 таких интернет-ресурсов, а годом ранее — 561. В начальный период пандемии — с марта по май — Банк России инициировал блокировку 2200 мошеннических сайтов, которые касались темы Covid-19.
Рост телефонного мошенничества и увеличение числа мошеннических сайтов определенных видов связаны прежде всего с пандемией и переходом экономической деятельности в онлайн. Пик активности злоумышленников как по количеству несанкционированных операций, так и по объему средств пришелся на конец марта — начало апреля, то есть на время максимально строгого локдауна.
«В 2020 году наибольшее влияние на сферу информационной безопасности финансового рынка оказала пандемия коронавируса. И если банки в целом успешно действовали в сложившихся условиях, то их клиенты — физические лица оказались менее подготовлены к такому росту активности злоумышленников. Наиболее острой остается проблема телефонного мошенничества. Для ее решения необходима координация взаимодействия всех заинтересованных организаций, в том числе операторов мобильной связи и государственных структур, а также активная работа со стороны банков по информированию своих клиентов о рисках обмана», — сказал заместитель Председателя Банка России Герман Зубарев.