В феврале 2021 года повысились месячные темпы роста цен на широкий круг товаров и услуг (с поправкой на сезонность), что определялось дальнейшим расширением потребительского спроса наряду с сохраняющимся давлением со стороны затрат, сообщает пресс-служба ЦБ РФ.
Увеличились показатели, отражающие устойчивую ценовую динамику. Дополнительно на рост цен продовольствия продолжили влиять разовые факторы. В частности, ухудшилась эпизоотическая ситуация, что значимо повлияло на цены мяса птицы и яиц. Об этом говорится в информационно-аналитическом комментарии Банка России «Динамика потребительских цен».
Увеличились и годовые темпы прироста цен на основные группы товаров и услуг, особенно на продовольствие. В целом годовая инфляция возросла до 5,67%. Это указывает на более высокую траекторию динамики цен в I квартале текущего года по сравнению с последним опубликованным прогнозом Банка России.
Будущая траектория инфляции станет определяться сроками исчерпания действия проинфляционных факторов и снижения инфляционных ожиданий. Замедление годовой инфляции до 4% может задержаться до начала 2022 года. В дальнейшем с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция будет сохраняться вблизи 4%.
Динамика потребительских цен: факты, оценки, комментарии (февраль 2021 г.).
В феврале 2021 г. продолжилось повышение годовой инфляции, на что влияло дальнейшее расширение потребительского спроса наряду с сохраняющимся давлением со стороны издержек. Значимый дополнительный вклад в рост цен внесло временное ухудшение эпизоотической ситуации. Годовая инфляция составила 5,67%, что указывает на более высокую траекторию роста цен в I квартале текущего года (с поправкой на сезонность), чем предполагает прогноз Банка России, опубликованный в последнем выпуске Доклада о денежно-кредитной политике. Приросты цен на основные группы товаров и услуг, в том числе показатели более устойчивой ценовой динамики, в январе и феврале превышали 4% в аннуализированном выражении. Годовые показатели устойчивой ценовой динамики также продолжили повышаться. Дальнейшая траектория инфляции будет определяться сроками исчерпания действия проинфляционных факторов и снижения инфляционных ожиданий. Замедление годовой инфляции до 4% может задержаться до начала 2022 года. В дальнейшем с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция будет сохраняться вблизи 4%.
Ценовая динамика.
В феврале 2021 г. месячный рост потребительских цен (по оценке с поправкой на сезонность, далее – SA) ускорился до 0,63% после двух месяцев замедления и достиг максимума с мая прошлого года (табл. 1, рис. 1). Более всего увеличился месячный рост цен на продовольствие, во многом из‑за ухудшения эпизоотической ситуации1. Несколько увеличился прирост цен (SA) на непродовольственные товары. Прирост цен на услуги немного замедлился. Месячные приросты цен основных групп товаров и услуг в аннуализированном выражении остаются выше 4%.
Показатели месячного прироста цен (SA), при расчете которых исключаются волатильные или регулируемые компоненты2 (показатели базисной инфляции), возросли (табл. 1). Их средние приросты за последние три месяца превышают 4,0% в аннуализированном выражении. Медиана месячных приростов с ноября 2020 г. держится вблизи 0,4% (SA), что выше 4% в аннуализированном выражении.
Годовая инфляция продолжила увеличиваться и составила 5,67%. Это указывает на более высокую траекторию роста цен в I квартале текущего года (с поправкой на сезонность), чем предполагает прогноз Банка России, опубликованный в последнем выпуске Доклада о денежно-кредитной политике. Годовые темпы прироста цен на продовольственные товары повысились до 7,72% (на 0,69 п.п.), на непродовольственные товары – до 5,67% (на 0,57 п.п.), на услуги – до 2,91% (на 0,07 п.п.).
Годовые показатели устойчивой ценовой динамики также возросли. Базовая инфляция, прирост цен на товары и услуги без учета подгруппы с волатильными ценами, медиана годовых приростов были выше 4% (рис. 2, Приложение 1). Оценка трендовой инфляции в феврале повысилась до 4,29% – с 4,12% в январе.
Влияние немонетарных факторов.
Существенное влияние на ускорение продовольственной инфляции оказало ухудшение эпизоотической ситуации. Сокращение предложения усилило давление со стороны издержек на цены продуктов животного происхождения, ставшее результатом ускорения роста цен на корма, удобрения, а также импортные компоненты затрат. Ускорился рост цен (SA) на мясопродукты (мясо птицы и свинину) и яйца (рис. 3). Повышение годовых темпов роста цен на них обеспечило более половины прироста годовой продовольственной инфляции.
Заметный вклад в повышение годовой продовольственной инфляции внесло также повышение темпа удорожания картофеля. Оно было связано с более быстрым, чем обычно, увеличением доли импорта на рынке в связи со снижением урожая отечественной продукции.
Меры Правительства Российской Федерации сдержали текущее повышение цен на сахар и растительное масло (рис. 4). Тем не менее годовые темпы прироста цен на них остаются высокими за счет эффекта базы.
Влияние спроса.
В феврале продолжилось повышение темпа роста цен на многие непродовольственные товары и рыночные услуги. Оно отражало постепенное оживление спроса, которое облегчило производителям, ретейлерам, организациям сферы услуг перенос в цены накопленного роста издержек.
Повысился месячный прирост цен на непродовольственные товары (до 0,59% SA), в том числе на подгруппу без учета нефтепродуктов (до 0,53% SA). Ускорение роста цен на нефтепродукты обусловлено как повышением ставок акциза и пересмотром параметров механизма возвратного акциза (с демпфером), так и ростом спроса по мере активизации поездок. Продолжил увеличиваться годовой прирост цен на широкий круг непродовольственных товаров (табл. 2).
Месячный темп прироста цен на услуги (без жилищно-коммунальных) ускорился на 0,23 п.п., до 0,51% SA, максимума с октября 2018 г. (рис. 5). В частности, повысился месячный темп удорожания таких рыночных услуг, как бытовые3 (на 0,16 п.п., до 0,41% SA, уровень августа 2020 г.). С начала текущего года в статистическое наблюдение включены цены на поездки в Турцию и ОАЭ, открывшиеся для россиян. Если в январе прирост цен на них был небольшим, то с приближением сезона интерес к ним стал расти, что сопровождалось заметным ускорением роста цен (за февраль на 7,72 и 8,36% соответственно). Частичное возобновление туров за рубеж, увеличение поездок по стране отразились на повышении цен на транспортные услуги (на 0,88% SA) после снижения в январе (на 0,09% SA). Необходимо указать, что многие международные направления остаются закрытыми, что сказывается на ценообразовании и статистике.
Годовые темпы роста цен на многие виды услуг в феврале повышались (табл. 3). Годовой темп удорожания услуг в целом остался умеренным – 2,91%.
Инфляция в регионах.
В феврале 2021 г. по сравнению с предыдущим месяцем повысилась годовая инфляция в большинстве регионов (76 регионов, вес в ИПЦ – около 97%, табл. 4, 5). В основном это было обусловлено ускорением годовых темпов роста цен на продовольственные и непродовольственные товары. Динамика цен на услуги оставалась наиболее разнородной (в 41 из 82 регионов наблюдалось замедление роста цен на услуги).
Ускорение инфляции отмечалось во всех федеральных округах. Наибольшее увеличение темпа прироста цен на все товары и услуги в феврале наблюдалось в СКФО. Основное влияние оказала динамика цен на продовольствие, в первую очередь на мясопродукты (мясо птицы и баранина) и яйца, а также на плодоовощную продукцию (картофель, огурцы, морковь).
Наименьшее повышение инфляции наблюдалось в ДФО за счет уменьшения годового темпа прироста цен на продовольственные товары и услуги. После возобновления поставок из Китая отмечалось снижение цен на овощи (огурцы, помидоры, морковь, капуста), а также фрукты (груши и яблоки). Кроме того, наблюдалось замедление роста цен на коммунальные услуги (отопление) и услуги связи.
По сравнению с предыдущим периодом форма распределения региональной инфляции изменилась, при этом в группе регионов с высокими темпами роста цен отмечалось более быстрое ускорение инфляции, вызванное в основном увеличением инфляции на товары (рис. 6). Основная часть регионов относительно прошлого месяца перешла в группу регионов с инфляцией выше среднероссийской.
По сравнению как с аналогичным периодом прошлого года, так и с прошлым месяцем региональная неоднородность инфляции сохраняется на более высоком уровне (инфляция по регионам в феврале находилась в диапазоне от 2,48 до 9,69%). Это в том числе подтверждается наибольшим значением дисперсии, а также наибольшим значением эксцесса за последний год (рис. 7).
Прогноз.
Восстановление экономической активности сопровождается ослаблением сдерживающего влияния внутреннего спроса на динамику цен и расширением возможностей производителей и ретейлеров переносить в них возросшие издержки. Инфляционное давление остается повышенным, на что указывает увеличение показателей, отражающих более устойчивую ценовую динамику.
В дополнение к этому в феврале заметный вклад в ускорение роста цен оказало ухудшение эпизоотической ситуации. Тем не менее снижение предложения продуктов животного происхождения носит временный характер, и влияние этого фактора в ближайшее время будет ослабевать.
Дальнейшая траектория инфляции будет зависеть от быстроты исчерпания влияния проинфляционных факторов и снижения инфляционных ожиданий. Снижение годовой инфляции до 4% может задержаться до начала 2022 года. В дальнейшем с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция будет сохраняться вблизи 4%.
1 Вспышки птичьего гриппа и африканской чумы свиней.
2 Базовая инфляция, прирост цен на продовольствие без плодоовощной продукции, непродовольственные товары без нефтепродуктов, усеченные показатели (например, без 20% наиболее волатильных).
3 Почти три четверти из них занимают обслуживание автомобилей, ремонт жилищ и услуги парикмахерских.
Дата отсечения данных – 09.03.2021.
Электронная версия информационно-аналитического комментария размещена на официальном сайте Банка России.
Материал подготовлен Департаментом денежно-кредитной политики.
Фото на обложке: Shutterstock/Fotodom.
© Центральный банк Российской Федерации, 2021.