04.03.2021 13:52
Аналитика.
Просмотров всего: 7717; сегодня: 1.

Медиаграмотность, как инструмент борьбы с недостоверной информацией

Медиаграмотность, как инструмент борьбы с недостоверной информацией

Согласно предварительным результатам всероссийского социологического исследования «Достоверно о здоровье» Национального фонда развития здравоохранения и ВЦИОМ, наибольший интерес у населения вызывают в первую очередь вопросы, касающихся заболеваний, с которыми они сталкиваются, а также вопросы, связанные с коронавирусной инфекцией и вакцинацией проблемы доступности, получения медицинской помощи. Помимо этого интересуют вопросы поддержания здоровья, включая профилактику заболеваний, ЗОЖ, правильное питание, нутрициологию и диетологию, тему активного долголетия и специфичные для профиля респондентов целевых групп темы, в особенности донорство, а также онкология, гематология.

По предварительным результатам исследования определен основной источник медицинской информации для населения, которому бы доверяло большинство, — разговоры с врачом, медицинскими сотрудниками (82% декларирует доверие). Также в топ источников, вызывающих доверие, вошли официальные сайты медицинских учреждений (65% декларирует доверие). Наименьшее доверие населения среди источников медицинской информации в целом вызывают блоги и видео-блоги, мессенджеры, страницы и группы в социальных сетях.

Однако мнения опрошенных по многим пунктам расходятся, что может говорить о достаточно некритичном восприятии. Показательно, что помимо разговоров с врачом, для опрошенного взрослого населения одними из основных источников медицинской информации являются телевидение, сайты о здоровье и медицине, и разговоры со знакомыми. С одной стороны это может говорить о более простом доступе к этим источниками и большем их присутствии, но в то же время об определенном доверии.

Опрос показывает, что проверить конкретный материал на достоверность многим было бы проблематично. Так, порядка 42% респондентов, не являющихся медицинскими специалистами, склонны сомневаться в своем умении отличить конкретную медицинскую информацию от недостоверной. Те же, кто декларирует, что смогли бы отличить достоверную информацию от недостоверной, достаточно часто затруднялись указать способы проверки, что может говорить об отсутствии четко сформированных представлений, как проверить информацию. В то же время определённая группа целевой аудитории демонстрирует грамотность в данном вопросе, указывая, что для проверки медицинской информации самостоятельно сравнили бы информацию в нескольких источниках, в том числе в официальных медицинских.

– В отношении многих направлений здравоохранения сложились стереотипы. СМИ часто способствуют укреплению этих стереотипов и распространению недостоверной информации. В том числе и отношение опрошенного населения и целевых аудиторий к медицинской информации в СМИ в целом неоднозначное. Если для некоторых характерно более настороженное отношение в среднем около половины опрошенных декларируют скорее недоверие таким источникам, как телевидение, радио, новостные и аналитические сайты в интернете, печатным газетам и журналам. В то же время около трети населения и целевой аудитории скорее склонны доверять названным источникам. По итогам исследования мы теперь понимаем потребность в достоверной информации, какая именно информация достоверна, на это и направлен наш проект «Достоверно о здоровье». В ближайшее время будут организованы уроки медиаграмотности со специалистами, видеоинтервью с ведущими экспертами и другое. Следите за нашими новостями, – рассказывает Елена Стефанюк, директор Национального фонда развития здравоохранения, заместитель председателя Координационного совета по донорству крови при Общественной палате Российской Федерации. – В ходе исследования была отмечена востребованность у населения источников достоверной медицинской информации и способах борьбы со стереотипами. Предоставление качественной медицинской информации является одной из наиболее недооцененных возможностей современных медицины и медиа, а вовлечение населения в принятие решений через предоставление им качественной информации, является ключом к преобразованию всей экосистемы медицинских услуг.


Ньюсмейкер: Национальный фонд развития здравоохранения — 362 публикации
Поделиться:

Интересно:

Одежда и обувь крестьян на Руси
25.11.2024 15:09 Аналитика
Одежда и обувь крестьян на Руси
В старину одежда и обувь не были так доступны, как сегодня. Их делали вручную, что было не так уж и просто. Что носили крестьяне во времена, когда не существовало торговых центров, из чего и как делали обувь и одежду, что такое понёва и армяк? Как носили лапти Лапти – это символ крестьянства на...
550 лет «Хождению за три моря»
25.11.2024 11:58 Аналитика
550 лет «Хождению за три моря»
Индия – сказочное пространство для русского средневекового человека. Такие произведения древнерусской литературы как «Сказание об Индийском царстве», «Повесть о Варлааме и Иоасафе», «Сказание о брахманах» говорят о романтизации и мифологизации этого далекого края. Об интересе к Индии...
Денежная реформа Петра I
25.11.2024 11:03 Аналитика
Денежная реформа Петра I
На рубеже XVII–XVIII столетий Россия вступила в новую эпоху, вошедшую в историографию как петровские реформы. Преобразования эти, охватившие практически все стороны жизни российского общества, вызывали, да и вызывают до сих пор, противоречивую оценку не только современников Петра I, но и их...
Бессмертный подвиг донских и запорожских казаков: Азовское сидение
25.11.2024 10:52 Аналитика
Бессмертный подвиг донских и запорожских казаков: Азовское сидение
21 апреля (1 мая) 1637 года отряды донских и запорожских казаков во главе с атаманом Михаилом Ивановичем Татариновым блокировали турецкую крепость Азов (гарнизон до 4 тыс. человек при 200 орудиях) и после двухмесячной осады 18 (28) июня штурмом взяли вражескую крепость. После этого они удерживали...
Модели одежды бренда Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой на МКММ 2024
24.11.2024 15:48 Мероприятия
Модели одежды бренда Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой на МКММ 2024
Обработаны фотоизображения моделей новой коллекции одежды Дизайнерского дома Misha’Le Елены Мишакковой представленные на Международном конкурсе молодых дизайнеров в Москве в ноябре 2024 года.МКММ - Международный социально значимый проект в российской fashion-индустрии, цель которого найти...