Заявлений граждан на реструктуризацию кредитов стало значительно меньше, сообщает пресс-служба ЦБ РФ.
С 28 января по 24 февраля 2021 года банки получили 79,5 тыс. заявлений граждан на реструктуризацию кредитов, свидетельствуют данные Банка России. Это примерно на 8% выше, чем в предыдущий период, который включал продолжительные новогодние праздники. Однако по сравнению с декабрем 2020 года отмечено снижение количества заявок более чем на четверть. Таким образом, можно предположить, что по мере восстановления экономики необходимость граждан в такой услуге снижается.
За весь период с 20 марта 2020 года по 24 февраля 2021 года банки получили 3356,7 тыс. обращений граждан о реструктуризации. В настоящее время рассмотрено 99% обращений, одобрено 2002,3 тыс., или 60,3% от рассмотренных. Всего проведено свыше 1,8 млн реструктуризаций на 895 млрд рублей.
У предпринимателей общее число реструктурированных кредитов достигло 97,6 тыс., их доля в общем количестве одобренных заявок составила 97%. С 28 января по 24 февраля 2021 года малый и средний бизнес направил в банки немногим более 5 тыс. обращений за реструктуризацией.
Подробнее читайте в информационном бюллетене «Динамика реструктуризации кредитов населения и бизнеса».
Реструктуризация задолженности физических лиц.
Банк России провел опрос 75 кредитных организаций о результатах их работы по реструктуризации задолженности граждан, включая предоставление кредитных каникул, за период с 20 марта 2020 года по 24 февраля 2021 года.
В адрес кредитных организаций от заемщиков получено 3356,7 тыс. обращений об изменении условий кредитного договора. С 28 января по 24 февраля 2021 года поступило 79,5 тыс. заявок. По сравнению с периодом с 30 декабря 2020 года по 27 января 2021 года, включающим продолжительные новогодние каникулы, их число выросло примерно на 8%, или на 5,9 тысячи. В то же время по сравнению с декабрем количество заявок снизилось более чем на четверть, или на 29,2 тысячи.
По состоянию на 24 февраля 2021 года рассмотрено 99% обращений. Одобрено 2002,3 тыс. заявлений, или 60,3% от рассмотренных. Отказы получены в 1317,7 тыс. случаев.
Общее количество проведенных реструктуризаций увеличилось на 2,2%, или на 38,9 тыс., по сравнению с показателем на 27 января и составило свыше 1,8 миллиона.
Объем ссудной задолженности по реструктурированным кредитам достиг 895 млрд рублей. Прирост данного показателя за период с 28 января по 24 февраля составил 19,3 млрд руб. против 16,0 млрд руб. за январь.
Обращения по поводу предоставления ипотечных каникул.
По состоянию на 24 февраля 2021 года поступило 42,2 тыс. обращений о предоставлении ипотечных каникул в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2019 № 76-ФЗ.
За весь период мониторинга ипотечные каникулы фактически были предоставлены по 16,4 тыс. заявлений на сумму 43,2 млрд рублей. Доля фактически проведенных ипотечных каникул составляет более 90% от общего количества одобренных заявок.
Отказы получены по 16,3 тыс. требований, в основном из-за непризнания нахождения заявителя в трудной жизненной ситуации или превышения максимального размера кредита.
Реструктуризация задолженности юридических лиц1
Согласно информации, полученной от 33 крупнейших банков, включая 12 СЗКО, в период с 20 марта 2020 года по 1 февраля 2021 года объем реструктурированной ссудной задолженности превысил 5,5 трлн руб., или 15,4% от совокупного портфеля обследуемых банков (кроме субъектов малого и среднего предпринимательства, МСП).
Реструктуризация задолженности субъектов МСП.
Согласно информации, полученной от 66 банков (включая все СЗКО), за период с 20 марта 2020 года по 24 февраля 2021 года число обращений субъектов МСП об изменении условий кредитных договоров (реструктуризации), направленных в банки, составило 187,7 тыс. (на 27 января этот показатель составлял 182,6 тыс., в опросе принимали участие те же банки). Таким образом, за четыре недели число поступивших обращений за реструктуризацией составило немногим более 5 тыс., рост общего числа обращений по сравнению с предыдущим показателем составил 2,8%.
Общее количество проведенных реструктуризаций увеличилось на 1,8 тыс. (или на 1,9%) по сравнению с показателем на 27 января, до 97,6 тысячи. Их доля в суммарном количестве одобренных заявок составила 97,0%.
Объем ссудной задолженности по реструктурированным кредитам достиг 883,8 млрд рублей. Прирост данного показателя за период с 28 января по 24 февраля составил 16,3 млрд руб. против 14,0 млрд руб. за предыдущий месяц. Объем ссудной задолженности, в среднем приходящийся на один реструктурированный кредит, остался на уровне 9,1 млн рублей.
Количество обращений об изменении условий кредитных договоров субъектов МСП, находящихся на рассмотрении, увеличилось до 16,0 тыс. против 12,5 тыс. месяцем ранее.
Согласно информации, полученной от шести банков, формирующих более 60% суммарного портфеля кредитов субъектов МСП, за период с 20 марта 2020 года по 24 февраля 2021 года более половины (50,2%) от общего количества реструктурированных этими банками кредитов пришлось на кредиты, выданные предприятиям оптовой и розничной торговли. На втором месте – транспортировка и хранение (16,7% реструктурированных кредитов), на третьем – деятельность гостиниц и предприятий общественного питания (9,8%). В свою очередь, наибольший объем ссудной задолженности приходится на кредиты предприятий, занимающихся операциями с недвижимым имуществом (46,0% общего объема проведенных реструктуризаций), затем следуют предприятия торговли (17,0%), гостиничный бизнес и предприятия общественного питания (7,4%). По сравнению с предыдущим раундом мониторинга отраслевая структура практически не изменилась в разрезе как количества проведенных реструктуризаций, так и объема кредитной задолженности.
Статистика обращений и звонков потребителей финансовых услуг.
За период с 28 января по 24 февраля количество обращений, поступивших в Банк России от потребителей финансовых услуг, составило 26,3 тыс.2, что на 42,2% больше, чем за период c 31 декабря 2020 года по 27 января 2021 года3.
Основной объем всех обработанных жалоб пришелся на кредитные организации (61,7%). В отношении субъектов страхового дела было получено 12,8% всех обработанных жалоб, микрофинансовых организаций (МФО) – 15,3%.
По вопросам потребительского кредитования поступило 22,3% всех обработанных жалоб, ипотечного кредитования – 7,0%, исполнительного производства – 4,8%, ОСАГО – 9,3%, деятельности МФО по предоставлению займов – 11,7%.
В разрезе тематик наибольшее количество жалоб получено в отношении вопросов, связанных с взысканием просроченной задолженности (11,9% от общего количества обработанных жалоб). На второе место по количеству поступивших жалоб вышла проблема навязывания дополнительных услуг при реализации финансовых продуктов (7,4% всех обработанных жалоб). Тематика «Проблемы с погашением» (включая реструктуризацию / рефинансирование) сместилась на третье место (ее доля составила 7,3%). Помимо этого, 5,7% обработанных жалоб касалось неверного применения коэффициента бонус-малус, 4,8% – мошенничества (включая такие проблемы, как социальная инженерия, кибермошенничество, утечка персональных данных и др.).
В структуре жалоб на проблемы с погашением на долю новых тематик, возникших в условиях эпидемии коронавирусной инфекции, пришлось всего 17,9% (в конце января данный показатель находился на уровне 18,7%, в декабре 2020 года – около 28%). При этом удельный вес жалоб, касающихся реструктуризации кредитов (включая жалобы на отказ в предоставлении кредитных каникул либо аннулирование ранее предоставленных кредитных каникул), составил: в отношении потребительских кредитов – 7,4% от общего количества жалоб на проблемы с погашением; ипотечных кредитов – 4,0%; кредитов юридических лиц – 5,3%.
За период с 28 января по 24 февраля в колл-центр Банка России поступило 18,0 тыс. звонков, что на 31% больше, чем за предыдущий отчетный период – с 31 декабря 2020 года по 27 января 2021 года.
Наиболее часто встречающаяся тематика звонков – «Мошенничество от имени Банка России» (6,8% от общего объема).
1 Информация обновляется ежемесячно.
2 Оперативные данные.
3 Динамика обусловлена в том числе большим количеством праздничных дней в январе.
Бюллетень подготовлен Службой по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг с использованием информации, предоставленной
Службой текущего банковского надзора по данным на 24.02.2021.
© Центральный банк Российской Федерации, 2021.