Компании и предприниматели вправе направлять жалобы на решения налоговой инспекции и действия (бездействие) её должностных лиц в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). Порядок представления жалоб (апелляционных жалоб) утверждён приказом ФНС России от 20.12.2019 № ММВ-7-9/645@, вступившим в силу с 1 мая 2020 года. Документом установлена форма жалобы (КНД 1110121), определён порядок её заполнения, а также порядок и форматы представления жалобы в электронном виде.
Представленная по телекоммуникационным каналам связи жалоба подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью лица, подающего жалобу, и направляется через оператора электронного документооборота.
Преимуществами представления жалобы по ТКС являются её автоматическая регистрация в налоговом органе и возможность получения заявителем в электронном виде решения по жалобе, решения о продлении срока её рассмотрения и иных документов, образующихся в процессе рассмотрения.
Кроме того, использование утверждённого электронного формата жалобы позволяет при помощи программного обеспечения заполнить все необходимые данные, предусмотренные статьёй 139.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Подробная информация о порядке подачи возражений на акты налоговых проверок, формах и способах подачи жалобы (апелляционной жалобы) представлена в специальной тематической рубрике «Досудебное урегулирование споров» на сайте Федеральной налоговой службы (раздел «Контакты» на главной странице).
Сведения о ходе и результатах рассмотрения жалоб доступны также на сайте ФНС России в сервисе «Узнать о жалобе», а сервис «Решения по жалобам» позволяет ознакомиться с позицией налоговых органов по результатам рассмотрения жалоб.
Для физических лиц возможность направления жалобы на акты налоговых органов ненормативного характера, действия (бездействие) их должностных лиц реализована в Личном кабинете на сайте ФНС России (раздел «Жизненные ситуации»).