1. Что привлекло вас в писательской деятельности, почему вы стали писать книги?
- Возможность дать волю фантазии. Придумать свой мир, запустить в него героев, поставить перед ними задачу и посмотреть, как будут выпутываться. Смоделировать ситуации, которые тебя вдохновляют или цепляют, и прожить их в шкуре персонажей, иногда очень разных.
Пожалуй, я отношусь к тем авторам, которые начали писать, потому что очень хотели прочитать какую-то определенную историю, не нашли ничего подходящего и решили, что «спасение утопающих - дело рук самих утопающих». Я и сейчас пишу именно то, что сама хотела бы читать. Но это одна сторона медали. В конце концов, «только для себя» достаточно придумать историю и совсем не обязательно ее записывать. Но, когда рождается мир и придуманные тобой персонажи оживают в нем, этим чудом хочется поделиться с другими. А потом… кто-то, наверное, бросает, а кого-то затягивает. Меня затянуло.
2. В каких жанрах предпочитаете работать?
- Любимый жанр - фэнтези. Меня привлекают необычные декорации для историй, необычные возможности для персонажей. Если говорить о поджанрах, то любимая тема - "попаданки". Новый, незнакомый мир, необычные вызовы, необходимость срочно, как можно быстрее все понять, не вляпаться в неприятности, освоиться - приключение ничуть не хуже классического экшена!
Есть еще один жанр, в котором хотела бы что-то написать - это космоопера. Нравится она мне тем же, что и фэнтези - расширение рамок обыденности, необычные способности героев и условия, в которых им приходится действовать. Миры будущего и миры магии - казалось бы, что между ними общего? Но они одинаково будоражат фантазию. У меня есть опыт работы в этом жанре с соавтором, мне понравилось. Вот только написать что-то свое никак не соберусь, все-таки фэнтези на первом месте, а идей для миров магии много…
Вообще я люблю эксперименты, они позволяют лучше понять, к чему тяготеет твоя Муза. Пробовала писать исторический и современный любовный роман, это был интересный опыт, но по итогу поняла, что жанры «не мои» - остро не хватало волшебной составляющей. Среди популярных в фэнтези трендов экспериментом для меня стала "академка": «Влюбись за неделю» Алена Кручко, Виктория Светлая (https://feisovet.ru/магазин/Влюбись-за-неделю-Виктория-Светлая-Алена-Кручко). На нее меня уговорила Вика, мой соавтор, хотя я была уверена, что это совсем «не мое». Теперь же есть желание попробовать и самой что-то написать в этой теме. Возможно, уже в этом году.
3. Какие эмоции вы испытываете, когда начинаете новую книгу? Что чувствуете, когда ставите последнюю точку в тексте?
- Начинаю обычно в азарте. Все полыхает, персонажи рвутся «на волю, в пампасы», и даже ночами снятся какие-то сцены из будущей книги. Сложно, когда одновременно или почти одновременно приходят в голову несколько идей, тогда приходится волевым усилием выбирать из них самую «горящую», а остальные откладывать на потом. Но это необходимо, писать несколько историй одновременно я категорически не люблю, сложно переключаться.
А вот с последней точкой все печальнее. Наверное, среди моих эмоций окончания книги самая яркая - паника. Мысли о том, как встретят историю читатели, получилось ли так, как хотелось. Сразу после окончания книги я абсолютно не способна оценить ее отстранено. Чаще всего даже открыть и просто перечитать не могу. А вдруг все плохо? А вдруг могла бы лучше? Справляюсь с этим так - не паниковать, а просто отложить и уйти с головой в какую-то другую историю. Как пример, «Санту и некроманта» (https://feisovet.ru/магазин/Санта-и-некромант-Алена-Кручко) я смогла перечитать почти через год после окончания книги, и то взялась за это только ради того, чтобы написать давно обещанный читателям бонус. И получила приятное открытие - а книга-то удалась! Вот так, на остывшую голову, прочитала с огромным удовольствием. А боялась…
4. Ваши близкие знают, что вы пишите книги? Как относятся к вашему творчеству?
- Конечно, знают! Относятся… когда только начинала, родители не одобряли. Приняли это мое увлечение, только когда увидели, что оно может стать нормальной работой. Зато мои книги им нравятся. Муж поддерживал всегда, но не все читает: не его жанры. Для дочки, по-моему, это просто данность: мама-писатель, ну, бывает. С ней здорово проговаривать миры, она довольно жесткий критик сюжета. А еще она любит надо мной "постебаться": «Ну что, добрый автор, снова живые позавидуют мертвым?» Шутка родилась в процессе написания «Полуночных теней» (https://feisovet.ru/магазин/Полуночные-тени-Ветер-полнолуния-дилогия-Алена-Кручко) - есть там один персонаж, который по первоначальной задумке должен был очень быстро погибнуть, но убить его я не смогла, и в результате он выбился почти в главные и "огреб" на свою голову столько приключений и неприятностей, что «лучше бы автор его убил».
5. Писательство для вас это хобби или профессия?
- Начиналось, конечно же, с хобби, но с тех пор как я пришла на "Призрачные Миры", стала относиться к нему как к профессии. И, знаете, разница совсем не в том, бесплатно ты выкладываешь свои книги или продаешь их. Разница - в ответственности. Если пишешь для души и выкладываешь для отзывов, бросить можно в любой момент. Я и бросала, еще когда «жила» на Самиздате Мошкова. Нахваталась там негатива и не писала, кажется, года три. Бросила две незаконченные книги. Это же всего лишь хобби, его можно и сменить.
Потом я эти книги дописала, уже для «Призрачных Миров». Это дилогия «Полуночные тени» и серия «Менталисты и тайная канцелярия».
Писательство стало для меня воплощением известной пословицы «найди работу, которая тебе нравится, и ты не будешь работать ни дня». Хотя это действительно работа, и на своем опыте я скажу, что этот труд потяжелее, чем сидеть в офисе. И нервов "отжирает", и времени требует столько, что часто не хватает на семью, отдых и хобби. Зато результат радует!
6. Писатель должен писать только о том, в чем разбирается, или это всего лишь придуманные рамки?
- Я бы сказала, что это не совсем правильная постановка вопроса. «Только о том, в чем разбирается» - это вообще отрезает такие жанры как фэнтези и фантастика, оставляя голый реализм, и даже в этом голом реализме о врачах должен писать врач, а о дальнобойщиках - дальнобойщик, так, что ли? Ну да, я довела мысль до абсурда, но так проще перейти к своей точке зрения.
Я считаю, что писатель должен писать о том, что его цепляет, волнует, что ему интересно. А в процессе написания должен найти правильный баланс между фантазией и изучением матчасти. Чтобы и не допускать грубых ляпов, и не скатываться в нудные описания работы плазменного двигателя вместо захватывающих приключений космических авантюристов.
7. Что изменилось в вас после того как вы стали писать книги?
- Сложный вопрос! Дело в том, что пишу я очень давно, в моей жизни с тех пор изменилось многое, и далеко не все изменения связаны с книгами. Но если попытаться выделить именно то, что дало мне писательство - пожалуй, это независимость. Уверенность в том, что совсем не обязательно работать на заводе или в офисе, а с тем же успехом можно сидеть за компом дома и не зависеть от настроения начальства, правда, и соцвыплат/отпусков/больничных не будет, но тут уж вопрос приоритетов. Я очень ценю возможность работать дома и при этом заниматься именно тем, что мне нравится.
Еще, к моему большому сожалению, изменился читательский взгляд на книги. Профдеформация - читаешь книгу, и вместо чистого наслаждения интересной историей автоматически отмечаешь какие-то стилистические неровности, ляпы, опечатки, если они есть, конечно. К счастью, мне везет на хороших авторов.
8. Писательство - это дар или приобретенный навык?
- Условно говоря, это 10% дара и 90 - навыка. И над навыком надо долго, упорно и целенаправленно работать.
Я считаю, мне очень повезло, что я начала писать, когда еще не было доступного интернета. Моя первая книга так и осталась на дискете и в распечатке. Я перечитала ее лет через пять, кажется, после написания, и ужаснулась! И даже не стала пытаться переписывать, потому что проще новую написать! Ну что ж, зато можно смело сказать, что с тех пор я сильно прокачала писательские навыки.
9. Перед началом работы кому-то нужно съесть печенюшку или выпить чашечку горячего чая, кто-то начинает писать в одно и то же время. А у вас есть писательские ритуалы?
- Чего нет, того нет. Привычки, предпочтения - да, но до значимости ритуалов они не дотягивают. Разве что считать за ритуал заглянуть под утренний кофе на свою страничку на «Призрачных Мирах»? В какой-то степени это вдохновляет на подвиги
10. Кто-то пишет книги, сидя в удобном кресле на даче. Кто-то любит писать от руки, лежа в кровати. А что для вас является идеальной атмосферой?
- Тишина. И привычное место работы, что да то да. Я пишу на ноуте, но никогда не таскаю его туда-сюда для работы. Только за своим рабочим столом, в окружении тетрадок и отдельных листиков, на которых записываю мысли, планы и прочие рабочие заметки. С чашкой чая или воды рядом. И стараюсь даже одним глазком не выглядывать в интернет, пока пишу, чтобы не сбить рабочий настрой.
11. Как вы относитесь к критике?
- Когда только начинала писать, относилась трепетно и нервно. Сейчас - спокойно. Отдаю себе отчет, что предпочтения у читателей разные, и очень часто критика отражает не объективные недостатки, а именно предпочтения. Но конкретные аргументированные замечания люблю в любом случае, даже если вижу, что они субъективны.
12. Вдохновляют ли вас читательские отзывы?
- Покажите мне автора, которого они не вдохновляют! (Сейчас наверняка найдется какой-нибудь автор, который скажет: «Я!» - но, поверьте, если это и так, он исключение!)
Открою, пожалуй, маленький секрет, почему я почти перестала выкладывать книги в процессе написания. «Официально» я объясняю это как защиту от форс-мажоров - и это тоже правда, потому что если уж выкладывать, то четко по расписанию, без всякого «у автора неписец, автор в печали, автор заболел, проды не будет». Но есть еще одна причина. И это - именно зависимость от отзывов. Когда выкладываешь кусочек и не можешь писать дальше, пока не загрузишься читательской обратной связью на выложенное. А ее ведь еще дождаться надо! В какой-то момент поняла, что меня это тормозит и, без шуток, вгоняет в печаль, и решила бороться самым простым и доступным способом: писать в офлайн, «в стол». Теперь начинаю выкладку, когда написано не меньше половины книги, и мечтаю дойти до уровня «написала - потом выкладывай».
И, знаете, при таком режиме отзывы становятся именно вдохновляющими! Мало того что подстегивают скорее дописать, но и подают идеи для бонусов и следующих книг. Например, меня 4-ю книгу «Менталистов» подстегнули написать именно читательские отзывы! Убедили, что в законченной вроде бы трилогии осталось слишком много недоговоренного…
И за то, что в последнее время меня все больше захватывает мысль написать одну или даже несколько отдельных книг по миру «Менталистов», тоже спасибо читателям и их отзывам.
13. Сколько часов в день вы уделяете книге?
- Чаще всего - меньше, чем хотелось бы. Четкого расписания у меня нет, все зависит от реала, от количества дел, которые нужно сделать и нельзя отложить. И еще вопрос, считать ли за время, уделенное именно книге, процесс обдумывания, которое часто идет во время домашних дел, прогулок, дачи?
Но, по крайней мере, сейчас книги для меня уже не идут «по остаточному принципу» после заказных статей, как было во время активной работы фрилансером. Вот тогда действительно было тяжело выкроить и время, и силы. С тех пор как отказалась от фриланса, стало намного проще писать свое, и я этому рада.
14. У вас есть норма, которую вы должны написать в день, или все происходит исключительно по вдохновению?
- Ни то, ни другое.
Писать исключительно по вдохновению я считаю неправильным подходом. Вдохновение прекрасно дрессируется стабильной работой - проверено! Если сесть и начать писать, оно придет скорее, чем если просто сидеть и ждать его.
А норма… На самом деле мне нравится этот подход, но, когда я попыталась установить себе норму, получилось только хуже. Хотя, замечу, норма была вполне реальная - 5 тыс. знаков в день я могу написать достаточно легко. Но… по каким-то объективным причинам в один день вообще не получилось сесть поработать, в другой - текст не пошел, в третий - еще что-нибудь произошло, и вот уже образовался «должок», график безнадежно нарушен, автор демотивирован и опускает руки…
Поэтому для себя я нашла такой компромисс: пишу сколько напишется, это может быть и 2-3 тыс. знаков в день, и 5-7, и больше - как пойдет. А по итогам дня заношу сделанный объем в табличку с нарастающим итогом. Для меня это хороший способ поддерживать мотивацию и самодисциплину.
И еще один важный для меня лайфхак - не сравнивать свою скорость со скоростью других авторов. Я знаю, что есть авторы, которые легко пишут почти неподъемные для меня 10-15 тыс.знаков в день, а кто-то так же легко может выдать и половину "алки", и больше. Но знаю и то, что скорость письма - прокачивается с опытом, и все равно у всех разная. Поэтому сравниваю только со своей же старой статистикой. Она растет - я довольна.
15. Случалось ли вам подыгрывать персонажам?
- В рамках логики мира - да. Я добрый автор, что поделать. Почти любая сюжетная развилка может быть решена в очень широком диапазоне от более-менее благополучного исхода до драмы и «стекла». Почти любая действительно серьезная опасность может привести к смертельному исходу пусть не для главного героя, но уж точно для кого-то из его близкого окружения. Я не люблю «стекло», не люблю убивать персонажей, не люблю тянуть из читателей нервы. Если персонаж мог погибнуть, это было бы достоверно, но мне удалось его спасти - это подыгрывание? Наверное, да.
Хотя, пожалуй, самое беззастенчивое подыгрывание было в «Одинокой душе для ведьмы с ребенком» - там я просто с самого начала придумала для своей "попаданки" исключительно добрый и комфортный мир, в котором можно спокойно жить, учиться, работать, и все будет ровно так, как ты заслужишь.
16. Вы пишете свои книги по плану, или сами не знаете что будет дальше?
- У меня нет жесткого плана, но в общих чертах я всегда знаю, что будет дальше и к чему все придет, держу в голове финальную мысль и самые важные ключевые точки сюжета. А в процессе написания - проясняются подробности, придумываются интересные детальки и нюансы, появляются второстепенные и эпизодические персонажи, некоторые из них потом так вплетаются в сюжет - не поверишь, что их не было в планах с самого начала. То есть у меня некий баланс между «автор знает и рулит» и «для автора все так же неожиданно, как для читателей».
17. Вы любите читать других авторов? Какой жанр привлекает вас больше всего?
- Абсолютно не мыслю себя без чтения! Дома большая библиотека, которую начинал собирать еще мой дед, а с тех пор как перешла на электронку, в читалке тоже набралось невероятное количество файлов. Единственное, что мешает нырнуть в чтение с головой - это свои книги, я стараюсь меньше читать, пока пишу. Иначе работы не будет, я ведь, если открою что-то новое-интересное, не оторвусь, пока не дочитаю! Но, пока идет работа над своим, люблю перечитывать что-нибудь любимое или вдохновляющее.
Раньше была почти «всеядным» читателем, сейчас предпочтения сузились - не читаю «жесть и стекло», чаще выбираю позитивные, легкие вещи. Из жанров любимый, конечно же, фэнтези, кроме него люблю исторические книги, космооперу и отдельные детективы. Если говорить о поджанрах и темах - предпочитаю приключения, интриги, детектив, люблю "попаданцев", в последнее время присматриваюсь к бытовому фэнтези. При этом могу «повестись» на что-то нехарактерное для себя, если заинтересует аннотация или отрывок.