В Государственной Думе состоялся круглый стол на тему «Законодательное обеспечение формирования бюджета развития Российской Федерации на 2022-2025 годы». Перед участниками форума выступил секретарь ЦК КПРФ, депутат Государственной Думы П.С. Дорохин:
- Экономическая и, соответственно, социальная ситуация в России последовательно ухудшается. В частности, ВВП страны по итогам прошлого года упал более чем на 3%, а ранее, в более спокойное время, если и рос, то в пределах статистической погрешности. Кстати, напомню о существовании такого документа, как «Стратегия-2020». Среди прочего он предполагал увеличение ВВП на 37-38%, доходов населения - более чем наполовину. Однако ни эти, ни другие цели достигнуты не были.
Сейчас наше правительство пытается реализовать так называемый «Единый план по достижению национальных целей». Оно же безуспешно воплощало в жизнь так называемые «национальные проекты». Считаю, основополагающая причина хронических неудач кабинетов Медведева и Мишустина - это отсутствие в структуре исполнительной власти единого центра индикативного стратегического планирования. Без такого центра экономика и социальная сфера будут продолжать рассыпаться, низводя современную нам Россию, когда-то - всего полвека назад - бывшую одной из самых могущественных держав планеты, до уровня стран третьего мира.
Катастрофу надо предотвратить, и сейчас расскажу, каким именно образом. КПРФ постоянно заявляет о необходимости возрождения Государственного планового комитета Совета Министров СССР, или Госплана. Кстати, в прошлом году в России как-то незаметно отпраздновали столетие ГОЭЛРО - прообраза Госплана. В 2023-м можно будет отпраздновать и вековой юбилей самого комитета.
Чем же вошёл в историю Госплан? Он стоял за успехами первой и последующих пятилеток, форсированным превращением России в промышленно развитую державу мирового уровня. Страна была электрифицирована, насыщена заводами, причём одним из фокусов было развитие машиностроения, быстро обеспечившего нас собственными тракторами, комбайнами и так далее. Причём Госплан преуспел в этом после разрушительной гражданской войны, а теперь может преуспеть после разрушительных либеральных «реформ». При комитете были реализованы уникальные проекты - «великие стройки коммунизма». Также Госплан проявил себя в деле восстановления страны после Великой Отечественной войны. А далее - позволял Советскому Союзу на равных конкурировать со стратегическими противниками в самых разных сферах, вплоть до космической.
Однако СССР не только конкурировал, но и обогащал другие страны передовым опытом. После того, как наша страна показала другим государствам преимущества стратегического планирования, соответствующие структуры начали появляться в органах их управления. Например, они есть в составе правительств США, КНР, Японии, Франции, Индии и так далее. Более того, действуют подобные органы и в транснациональных корпорациях - как правило, за них отвечает департамент стратегического планирования.
Но в России после развала СССР столь эффективная структура была, к сожалению, уничтожена. И что же случилось после того, как Госплан был ликвидирован? Мы потеряли десятки тысяч предприятий, плотно подсели на импортную иглу и теперь закупаем за границей не только готовую продукцию, но даже технологии. Ряд наших отраслей - станкостроение или семеноводство - был практически полностью разрушен, а другие - например, микроэлектроника - так и не получили должного развития, как то удалось Китаю. Ещё одно следствие уничтожения стратегического планирования - многочисленные непродуманные «реформы», от пенсионной до мусорной, от «монетизации льгот» до увеличения НДС и вплоть до «оптимизации» медицины, из-за чего коронавирус оказался для России тяжелейшим испытанием.
Отдельно оговорюсь, что в нашей экономике всё же есть успешная индустрия - это ВПК. Однако он во многом живёт ещё по советским правилам, в том числе и, ведя стратегическое планирование своей деятельности, а, значит, служит живым уроком того, как надо вести работу в экономике.
Надо сказать, что некоторые шаги нашего правительства говорят о том, что там всё же осознают необходимость существования Госплана. Так, в конце ноября премьер объявил о реформе пресловутых «институтов развития», однако, сказав «А», забыл сказать «Б» и возродить плановый комитет. Который и являлся в СССР тем самым институтом развития.
При этом, что интересно, к возрождению Госплана уже практически всё готово. Первое - есть правовая инфраструктура в виде «Закона о стратегическом планировании». Второе - есть и организационная инфраструктура в виде Министерства экономического развития. Третье - есть экспертиза КПРФ, ведь мы знаем, как работал плановый комитет, и помним, чего он добился.
А раз всё готово, пора запускать процесс восстановления Госплана и браться за восстановление нашей экономической мощи. Итак, что делать? В развитие «Закона о стратегическом планировании» президент своим указом создаёт госкомитет по стратегическому планированию при правительстве с куратором в ранге вице-премьера. И структура, и куратор наделяются широкими полномочиями по контролю за работой министерств, ведомств, госкорпораций. Базой для создания госкомитета становится Минэк, статус которого меняется - теперь оно будет заниматься не оценками того, что происходит, а прогнозированием, планированием и контролем за реализацией стратегических программ. При этом внутренняя структура министерства будет изменена: большая часть департаментов начнёт заниматься планированием и контролем, оставшаяся - прогнозированием и мониторингом.
Здесь отмечу, что советский Госплан первое время своей работы занимался наблюдением, анализом ситуации, обобщением ранее разрозненных массивов информации. Затем, когда экономика и её потенциал были максимально подробно изучены, комитет приступил к вёрстке программ развития государства, их запуску на земле и контролю за осуществлением научно просчитанных стратегий.
В Советском Союзе Госплан был суперведомством, с суперполномочиями и суперпрофессиональным кадровым составом, в помощь которому полагались лучшие силы академического сообщества. На контрасте - в современной России правительство представляет собой набор самостоятельных игроков, конкурирующих друг с другом за бюджеты. Как итог, в современной России появляются мертворожденные «национальные проекты» без шансов на реализацию, а в СССР конструировались, если говорить словами Сталина, «не планы-догадки, а планы-директивы». Уверен, только с помощью Госплана упомянутый «Единый план-догадка по достижению национальных целей» станет настоящим «планом-директивой».
В заключение напомню одну фразу великого Альберта Эйнштейна: «Несомненно, когда-нибудь наступит день, когда все нации будут благодарны России за то, что она, несмотря на величайшие трудности, продемонстрировала практическую осуществимость планового хозяйства».
Как видно, нации не только благодарны России, но и удачно переняли её опыт стратегического планирования. Не надо быть Эйнштейном, чтобы понять, что теперь плановое хозяйство жизненно необходимо нашей стране.