3 февраля компания BLS провела вебинар по вопросам электронной цифровой подписи – одной из самых острых тем года. В рамках мероприятия более 80 участников и эксперты рассматривали «Новые возможности ЭЦП для удаленных сотрудников».
Опыт показывает, что 40% кадровых документов не имеют подписей сотрудников, на удаленке эта доля еще больше. Но главное – из-за этого при конфликтах работодатели проигрывают 70% трудовых споров. ЭЦП успешно закрывает риски, а для удаленной работы цифровая подпись – единственный реальный инструмент общения с сотрудниками. А еще это и серьезная экономия. По оценке, при штате 300 человек вы экономите от 150 тыс. рублей в месяц. Главное – правильно внедрить, несмотря на пробелы в законодательстве.
С точки зрения работодателя ЭП дает 5 важных преимуществ: не нужна бумага и место для ее хранения, документы согласовываются оперативно, вы не тратите деньги на командировки, чтобы получить подписи, правки в ЛНА вносятся, когда нужно вам. Наконец, вы докажете, что сотрудника ознакомили с документов.
Оформить ее можно с помощью различных инструментов, например, 1С, Adobe и другие программы. Но проще и удобнее – на базе электронной почты, ведь она есть у всех. По сути, надо лишь легализовать взаимодействие таким образом и прописать это в ЛНА, трудовых договорах и должностных инструкциях.
Самый эффективный способ подтверждать ознакомление и подпись – использовать электронную цифровую подпись. Ее законодательным основанием является Федеральный закон «Об электронной подписи» от 06.04.2011 №63-ФЗ. Базируясь на этом законе, можно выделить главные ее принципы: компания может выбрать любой вид ЭЦП, использовать для нее любую систему, а проверяющие органы обязаны принять эту подпись. Соответственно, нельзя признавать подпись, которая не имеет юридической силы.
Существует 3 вида подписи: простая, усиленная неквалифицированная и усиленная квалифицированная. Наиболее надежная – усиленная квалифицированная, но она и самая дорогая. Надо детально оценить затраты и выгоды ее внедрения. Вместе с тем для большинства процессов достаточно простой ЭП – чтобы подписывать кадровые документы: допсоглашения, отчеты, заявления об отпусках и т.д. При этом оформить и выдать ее может и сам работодатель, тогда как для усиленных ЭЦП нужен Удостоверяющий центр.
Да, для подписания трудового договора и его расторжения мы обычно используем «живую» подпись. Но уже сейчас усиленной ЭЦП можно подписывать трудовые и ученические договора и допсоглашения, а все текущие кадровые процедуры (приказы, заявления, отчеты и т.д.) – простой электронной подписью. И эти возможности кардинально оптимизируют ваши трудозатраты. По опыту ее внедрения HR-службы экономят до 60% времени на оформление и подписание документов.