В январе 2021 года инфляционные ожидания населения, значительно возросшие в прошлом году, заметно снизились, но остались на повышенном уровне, сообщает пресс-служба Центрального банка РФ.
Согласно опросу ООО «инФОМ», респонденты оценивают инфляцию в ближайшие 12 месяцев в 10,5%. Оценки краткосрочных ценовых ожиданий предприятий практически не изменились и сохранились вблизи высоких уровней марта—апреля 2020 года. Прогнозы инфляции профессиональных аналитиков на 2021 и 2022 годы также остались почти без изменений (вблизи 4%).
Инфляционные ожидания и потребительские настроения (январь 2021 г.).
В январе динамика инфляционных ожиданий различалась по группам экономических агентов.
По данным опроса ООО «инФОМ», инфляционные ожидания населения, значительно возросшие в 2020 г., в январе 2021 г. заметно снизились, но остались на повышенном уровне. Согласно результатам мониторинга, проводимого Банком России, оценки краткосрочных ценовых ожиданий предприятий практически не изменились, оставаясь вблизи высоких уровней марта- апреля 2020 года. Прогнозы инфляции профессиональных аналитиков на 2021 и 2022 гг. также остались почти без изменений (незначительно ниже 4%). В то же время вмененная инфляция, заложенная в цены ОФЗ-ИН, в январе выросла, ее значения на ближайшие три года достигли 3%, на более дальние сроки – находились вблизи 4%. По прогнозу Банка России, годовая инфляция в 2021 г. составит 3,5 – 4,0% и будет находиться вблизи 4% в дальнейшем.
Инфляционные ожидания населения.
Инфляционные ожидания населения в январе, по данным опроса ООО «инФОМ», снизились впервые с августа 2020 г. (табл. 1, рис. 1). Медианная оценка ожидаемой в ближайшие 12 месяцев инфляции составила 10,5% (-1 п.п. к декабрю). Наблюдаемая населением инфляция продолжила возрастать (12,8%, +0,8 п.п. к декабрю). По отдельным подгруппам респондентов изменение было весьма неоднородным (рис. 2). Для респондентов со сбережениями снижение ожиданий было большим, а рост оценок наблюдаемой инфляции – гораздо меньшим, чем для респондентов без сбережений. Инфляционные ожидания домашних хозяйств, имеющих сбережения, и ощущаемая ими инфляция, как правило, ближе к динамике цен, фиксируемой статистикой1.
Повышение оценок наблюдаемой инфляции в январе, как и ранее, было связано с ускорением роста цен на отдельные часто покупаемые населением продовольственные товары. Так, респонденты еще чаще, чем в декабре, говорили об удорожании яиц и подсолнечного масла (рис. 3 Аналитического отчета ООО «инФОМ», январь 2021 г.). Рост цен на эти же товары вызывал наибольшую обеспокоенность респондентов, по данным ноябрьского и декабрьского опросов. Но в январе, по данным недельной статистики, цены на них уже начали снижаться (к уровню конца декабря).
При этом качественные оценки2 текущей и будущей инфляции в январе преимущественно снижались (рис. 3). Незначительно увеличились только оценки роста цен за прошедший год. Ожидания изменения цен существенно снизились: оценки будущей инфляции на месяц вперед вернулись к уровням февраля-марта 2020 г., а на год вперед – достигли минимальных значений с мая 2018 года.
Инфляционные ожидания населения на три года вперед в январе также снизились. Доля респондентов, считающих, что инфляция будет заметно выше 4%, по сравнению с декабрем уменьшилась на 5 п.п. – до 47% (рис. 9 Отчета).
Потребительские настроения домохозяйств.
В январе индекс потребительских настроений продолжил повышаться (по сравнению с декабрем – на 7 п.) и вернулся к уровню сентября 2020 г. (рис. 4). Повысились и индекс ожиданий (+8 п.), и индекс текущего состояния (+4 п.).
В результате снижения инфляционных ожиданий и некоторого улучшения текущего материального положения (рис. 14 Отчета) в январе увеличилась склонность домохозяйств к сберегательному поведению (рис. 20 Отчета). Так, в частности, до 37% (+4 п.п. к декабрю, +3 п.п. к среднему значению за 2020 г.) увеличилась доля тех, кто имел сбережения (рис. 24 Отчета).
Ценовые ожидания предприятий.
По данным мониторинга предприятий, проведенного Банком России в январе 2021 г., ценовые ожидания на три месяца вперед практически не изменились (рис. 5). Значения баланса ответов остаются вблизи максимумов последних пяти лет – на уровне марта-апреля 2020 г. (начало пандемии) и января 2019 г. (повышение ставки НДС). Средний ожидаемый темп роста цен в ближайшие три месяца составил 3,9% (в годовом выражении).
По мнению опрошенных предприятий, основной причиной ожидаемого увеличения цен по-прежнему остается изменение цен на сырье, комплектующие и материалы. При этом в январе значительно чаще стал упоминаться рост цен на горюче-смазочные материалы. Доля таких предприятий достигла максимального уровня с февраля 2020 года. Второй месяц подряд продолжила снижаться доля предприятий, которые отметили изменение валютного курса рубля в качестве причины ожидаемого увеличения цен.
Динамика ценовых ожиданий в отраслевом разрезе была разнородной. Наиболее заметно возросли ценовые ожидания предприятий добывающей отрасли из-за восстановления мирового спроса на металлы и уголь. В обрабатывающей промышленности ценовые ожидания возросли до максимального уровня с начала пандемии. Также ценовое давление в обрабатывающей промышленности объясняется и восстановлением спроса. Предприятия отметили улучшение ситуации со спросом на свою продукцию в текущем периоде и ожидают его дальнейший рост в следующие три месяца. Ценовые ожидания в торговле продолжили плавное снижение, оставаясь самыми высокими среди отраслей. Средний темп роста цен в ближайшие три месяца, ожидаемый предприятиями розничной торговли, составил 6,4% (в годовом выражении).
По данным опросов IHS Markit PMI, в декабре 2020 г. темпы роста цен в обрабатывающей промышленности продолжили ускоряться шестой месяц подряд (рис. 6). Так, темпы роста закупочных цен в данной отрасли достигли значений конца 2014 – начала 2015 года. Такой рост вызван нехваткой поставщиков и транспортными задержками. Рост закупочных цен стал основной причиной ускорения роста отпускных цен в обрабатывающей промышленности. В сфере услуг темп роста закупочных цен замедлился по отношению к прошлому месяцу, оставшись на высоком уровне.
Вмененная инфляция для ОФЗ-ИН.
Вмененная инфляция, заложенная в цены ОФЗ-ИН, в декабре 2020 – январе 2021 г. возросла (табл. 1). По оценкам Банка России3, вмененная инфляция на ближайшие три года увеличилась до 3,0% (рис. 7). Средняя вмененная инфляция в будущем оценивается вблизи 4% и составляет 3,8% на 2023 – 2028 гг. и 4,1% на 2028 – 2030 годы. Эти уровни соответствуют значениям III квартала 2019 года.
Прогноз инфляции профессиональных аналитиков.
В декабре 2020 – январе 2021 г. прогнозы инфляции профессиональных аналитиков4 на 2021 и 2022 гг. практически не изменились, оставшись чуть ниже 4% (табл. 1, рис. 8). Прогнозы на 2021 г. сохранились в интервале 3,5 – 3,7%, на 2022 г. – 3,8 – 3,9%. Аналитики ожидают возврата инфляции к 4% в II квартале и замедление – в IV квартале 2021 года.
Прогноз Банка России.
По прогнозу Банка России, в условиях проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция составит 3,5 – 4,0% в 2021 г. и будет находиться вблизи 4% в дальнейшем. Проинфляционные риски создают динамика внутренних цен на отдельные продовольственные товары под влиянием факторов со стороны предложения и конъюнктуры мировых рынков, неравномерное восстановление спроса в разрезе отдельных секторов экономики, а также рост издержек в результате действия других факторов. Дезинфляционные риски для базового сценария в основном связаны с более медленным, чем предполагается, восстановлением экономики и доходов населения.
1 Доклад о денежно-кредитной политике. № 2 (26). Июнь 2019 года.
2 Баланс ответов на вопрос о качественном изменении цен в прошедшем и будущем году (месяце), с исключением сезонности.
3 Оценки основаны на сопоставлении ожидаемой доходности ОФЗ, индексируемых на инфляцию (ОФЗ-ИН), и номинальных ОФЗ с учетом лага в индексации номинала и сезонности инфляции.
4 Данные опросов Интерфакс, Bloomberg, Thomson Reuters.
Дата отсечения данных – 28.01.2021.
Электронная версия информационно-аналитического комментария размещена на официальном сайте Банка России.
Материал подготовлен Департаментом денежно-кредитной политики.
Фото на обложке: А. Никитин, Банк России.
© Центральный банк Российской Федерации, 2021.