В ноябре деловая активность в российской экономике возросла после снижения в октябре, сообщает пресс-служба ЦБ РФ.
В большинстве базовых отраслей в ноябре замедлилось снижение выпуска продукции, а в обрабатывающей промышленности даже произошел рост (в годовом выражении). В то же время внутренний спрос оставался слабым. При этом на фоне повышения заболеваемости и ужесточения противоэпидемических ограничений усилилось годовое снижение потребительской активности.
В целом в IV квартале 2020 года замедление экономической активности носит весьма умеренный характер. Это связано с точечным применением ограничительных мер и произошедшей в предыдущие месяцы адаптацией населения и бизнеса к условиям пандемии. Устойчивый рост экономики, по оценкам Банка России, возобновится весной 2021 года по мере нормализации ситуации с заболеваемостью.
Об этом говорится в новом выпуске информационно-аналитического комментария «Экономика». Он завершает не только 2020 год, но и в целом серию регулярных информационно-аналитических комментариев по ситуации в экономике.
С 2021 года комментарии по экономической ситуации будут носить тематический характер и освещать наиболее актуальные вопросы развития российской экономики.
Экономика: факты, оценки, комментарии (ноябрь 2020 г.).
В ноябре деловая активность в российской экономике возросла после снижения в октябре. В большинстве базовых отраслей выпуск замедлил снижение в годовом выражении, в обрабатывающей промышленности – увеличился. Однако годовое сокращение потребительской активности усилилось. Ввиду точечного характера ограничительных мер и произошедшей в предыдущие месяцы адаптации населения и бизнеса к условиям пандемии замедление экономической активности в IV квартале 2020 г. носит весьма умеренный характер. С учетом этого снижение ВВП по итогам 2020 г., по оценкам Банка России, составит около 4%. Устойчивый рост возобновится весной по мере нормализации ситуации с заболеваемостью. В 2021 г. Банк России прогнозирует рост ВВП в диапазоне 3,0 – 4,0%.
Агрегированный выпуск
ВВП по производству. По данным Росстата, в III квартале 2020 г. объем ВВП в российской экономике снизился на 3,4% (первая оценка: -3,6%; в II квартале: -8,0%). Основной вклад в годовое снижение валовой добавленной стоимости в отраслях внесли добыча полезных ископаемых, транспортировка в условиях сохранения ограничений на международные перевозки, а также сектор услуг под влиянием действия противоэпидемических мер (рис. 1). Положительный вклад в годовую динамику валовой добавленной стоимости вносило ее повышение в секторе финансовых услуг (+8,0%), в государственном управлении (+1,8%) и в сельском хозяйстве (+1,7%).
Базовый индикатор выпуска1 в ноябре увеличился по отношению к предыдущему месяцу с исключением сезонности (далее – SA), указывая на восстановление деловой активности в базовых отраслях. Это произошло в основном за счет роста объема промышленного производства, а также выпуска сельскохозяйственной продукции. В годовом сопоставлении снижение выпуска базовых отраслей, по оценкам Банка России с учетом оперативных данных по оптовой торговле, замедлилось до 2,1% (в октябре: -3,8%; рис. 2)2. Основной вклад в годовую динамику индикатора внесло увеличение выпуска в обрабатывающих производствах, а также замедление снижения в добыче и сельском хозяйстве (подробнее см. разделы «Производственная активность», «Сельское хозяйство»). В то же время оборот розничной торговли ускорил снижение в годовом выражении, что оказывало сдерживающее влияние на выпуск.
Потребление электроэнергии. По оценкам Банка России, объем потребления электроэнергии в ноябре увеличился на 0,5% (SA), что частично обусловлено постепенным наращиванием добычи нефти (рис. 3 – 4). Рост электропотребления наблюдался в большинстве регионов России, за исключением юга Сибири. В годовом сопоставлении3 сокращение электропотребления замедлилось (в ноябре: -1,8%, в октябре: -2,7%).
В первой половине декабря объем электропотребления продолжил расти (SA). Однако в условиях сохранения сложной эпидемической обстановки годовое снижение электропотребления в декабре продолжится и, по оценке Банка России, может составить 1,9%3.
Производственная активность.
Промышленное производство. В ноябре восстановление объема промышленного производства возобновилось (SA) после стагнации в сентябре-октябре (рис. 5). При этом рост наблюдался во всех укрупненных группах отраслей.
Годовое снижение объема промышленного производства в ноябре замедлилось до 2,6%4 (в октябре: -5,5%, с исключением календарного фактора: -5,0%). При этом в обрабатывающей промышленности выпуск вырос в годовом сопоставлении (рис. 6).
Добыча полезных ископаемых. Рост добычи полезных ископаемых в ноябре ускорился (SA) до 1,2% (в октябре: 0,3%; рис. 7). Основной вклад в увеличение выпуска внесли прочие полезные ископаемые, нефть и СПГ. В ноябре нефтедобыча возросла за счет газового конденсата. Также продолжился рост производства сжиженного природного газа. В то же время на фоне сокращения спроса на газ со стороны европейских потребителей ускорилось снижение добычи природного газа. Выпуск угля также возобновил снижение после всплеска в октябре из‑за высоких цен на уголь в Европе.
В годовом сопоставлении с исключением календарного фактора объем добычи полезных ископаемых в ноябре сократился на 7,6% (в октябре: -8,9%; рис. 8).
Обрабатывающие производства. Объем производства в обрабатывающей промышленности в ноябре вырос (SA), преимущественно за счет роста выпуска потребительских товаров (рис. 9).
В годовом сопоставлении с исключением календарного фактора выпуск обрабатывающих производств увеличился на 1,1% (в октябре: -2,7%) за счет роста производства потребительских и инвестиционных товаров (рис. 10).
Промежуточные товары. Объем производства промежуточных товаров остался на уровне, близком к предыдущему месяцу. Производство нефтепродуктов увеличилось и приблизилось к уровню сентября. Продолжился рост выпуска продукции химической промышленности, резиновых и пластмассовых изделий. Выпуск в металлургии снизился за счет производства труб, а также цветных металлов (Приложение, рис. 1 – 2).
Инвестиционные товары. Выпуск инвестиционных товаров в ноябре незначительно снизился, при этом динамика его компонент была смешанной. В производстве строительных материалов продолжился рост, в основном обусловленный существенным увеличением выпуска металлоконструкций. В то же время заметно сократился выпуск отдельных видов машиностроительной продукции, в том числе железнодорожной техники (в частности, электровозов), летательных аппаратов, автотранспортных средств (Приложение, рис. 3 – 4).
Потребительские товары. В ноябре объем производства потребительских товаров вырос (SA) за счет непродовольственного сегмента. Наиболее заметно увеличился выпуск фармацевтической продукции, преимущественно препаратов, показанных для лечения коронавирусной инфекции. Выпуск прочих групп потребительских товаров – одежды, текстильных изделий, товаров длительного пользования (бытовая техника) – также продолжил расти. В продовольственном сегменте выпуск, напротив, сократился (Приложение, рис. 5 – 6).
Опросы предприятий. Совокупный индекс PMI России в ноябре вырос (в ноябре: 47,8 п.; в октябре: 47,1 п.; рис. 11), но остался ниже отметки в 50 пунктов. При этом негативные настроения наблюдались как в сфере услуг (в ноябре: 48,2 п.; в октябре: 46,9 п.), так и в обрабатывающей промышленности (в ноябре: 46,3 п.; в октябре: 46,9 п.). Это предполагает возможность дальнейшего снижения деловой активности в российской экономике, связанного с ухудшением эпидемической ситуации и усилением ограничительных мер.
По данным мониторинга предприятий, проводимого Банком России, индикатор бизнес-климата5 в ноябре возрос, но также остался в отрицательной области (рис. 12). Наиболее позитивно текущую и будущую ситуацию оценивают предприятия агропромышленного комплекса и торговли. Вместе с тем в строительстве, транспортировке и добыче деловые настроения заметно хуже.
Индексы предпринимательской уверенности Росстата – альтернативные индикаторы деловой активности – в ноябре продолжили восстанавливаться, наиболее заметно – в добыче полезных ископаемых.
Сельское хозяйство. Годовое снижение производства продукции сельского хозяйства в ноябре продолжилось (в ноябре: -2,1%; в октябре: -6,6%; рис. 13), в основном за счет динамики выпуска в растениеводстве. Это обусловлено высокой базой прошлого года и снижением сборов ряда культур, в частности подсолнечника. Производство яиц в ноябре снизилось на 2,7% в годовом выражении. Остальные компоненты выпуска в животноводстве ускорили рост.
Согласно первой оценке Росстата, в 2020 г. валовой сбор зерна в чистом виде составил 133 млн тонн, что на 9,7% превышает показатель прошлого года. Это второй по величине урожай после рекорда 2017 года.
Транспорт. В ноябре грузооборот железнодорожного транспорта ускорил рост до 1,8% в годовом выражении (в октябре: +0,4%; рис. 14). Этому способствовало увеличение перевозок цемента, удобрений и зерна.
Падение грузооборота транспорта в целом в ноябре замедлилось до 2,2% в годовом выражении (в октябре: -3,8%). Основной отрицательный вклад внес грузооборот автомобильного транспорта, что в значительной мере может быть связано со снижением объемов розничной торговли (см. раздел «Потребительская активность»). Годовой темп сокращения грузооборота трубопроводного транспорта в ноябре уменьшился в том числе из-за эффекта базы: загрязнение и остановка нефтепровода «Дружба» весной 2019 г. привели к последующему восстановительному росту поставок в осенние месяцы.
Строительство. Рост ввода в действие жилых домов в ноябре ускорился до 2,9% (в октябре: +2,0%). Поддержку ему оказывают увеличение продаж благодаря льготной ипотеке, а также действие программ переселения из ветхого жилья. Вместе с тем сохраняется околонулевая динамика объема строительных работ (в ноябре: 0,0%; в октябре: -0,1%; рис. 15). Это может быть связано с особенностями статистики: первоначальные данные Росстата об объеме строительных работ могут существенно расходиться с их итоговой оценкой, что обусловлено практикой предоставления компаниями-подрядчиками неточной (чаще заниженной) статистики с последующими корректировками в течение календарного года.
Инвестиционная активность.
По оценке Банка России, объем инвестиций в основной капитал в ноябре остался вблизи уровня предыдущего месяца (SA). Динамика косвенных индикаторов инвестиционного спроса была смешанной. Импорт машиностроительной продукции в ноябре увеличился. Выпуск инвестиционных товаров после роста в предыдущем месяце снизился. Объем перевозки строительных материалов железнодорожным транспортом продолжил снижаться.
В годовом выражении в ноябре снижение инвестиционной активности замедлилось (рис. 16). Поддержку инвестициям в основной капитал продолжат оказывать реализация антикризисных мер Правительства Российской Федерации и мягкие денежно-кредитные условия.
В то же время из‑за высокой инерционности данного показателя ожидается, что в IV квартале 2020 г. – I квартале 2021 г. он останется в отрицательной области.
Рынок труда.
Занятость. По данным Росстата, в ноябре спрос на труд, измеренный как годовой прирост потребности в работниках, сохранялся на максимальном с 2015 г. уровне. Безработица снизилась до 6,1% SA (в октябре: 6,3%; рис. 17), что во многом было обусловлено ростом спроса на персонал, занятый в борьбе с Covid-19, а также нехваткой низкоквалифицированных рабочих, в частности в строительстве. Миграционный прирост в III квартале 2020 г. сложился в 2 раза ниже, чем в аналогичный период 2019 года. По данным hh.ru, в этих профессиональных сферах наблюдался существенный прирост вакансий, превышающий среднерыночные темпы: в секторе госслужбы и НКО6 – в 2,9 раза, в медицине – на 63%, среди рабочего персонала – на 45%, в строительстве – на 34%. При этом значение hh.индекса, равное отношению резюме к вакансиям, было существенно выше показателя прошлого года (рис. 18). Вместе с тем улучшение ситуации на рынке труда происходит неравномерно: в сфере услуг и обрабатывающей промышленности, по данным IHS Markit, занятость продолжила снижаться. Индекс занятости PMI находился ниже 50 п. в течение 9 из 11 месяцев 2020 г. (рис. 19).
Заработная плата. В октябре 2020 г. годовой темп прироста номинальной заработной платы составил 4,5% (в сентябре: +6,0%; в среднем за 12 месяцев: +6,0%; рис. 20), при этом замедление роста наблюдалось как в частном, так и в бюджетном секторах экономики.
Ужесточение ограничений и снижение экономической активности из-за роста заболеваемости Covid-19 оказали понижательное давление на рост зарплаты, что особенно было заметно в наиболее пострадавших отраслях (сфера обслуживания, торговля и транспорт), где заработная плата сложилась ниже или вблизи значения прошлого года. В госуправлении негативная динамика связана с меньшей индексацией зарплат (3% против 4,3% в октябре 2019 г.)7. Перевод на дистанционное обучение, скорее всего, стал причиной замедления роста трудовых компенсаций в образовании. В реальном выражении рост заработной платы замедлился до 0,5% (в сентябре: +2,2%), в том числе из-за ускорения инфляции8.
Потребительская активность.
Розничная торговля и услуги. Повышение заболеваемости Covid-19 и ужесточение ограничений привели к некоторому снижению потребительской активности в ноябре. В основном это затронуло сектор услуг: после пяти месяцев восстановительного роста объем их потребления снизился на 1,3% SA (рис. 21). Несмотря на ноябрьские распродажи, потребление непродовольственных товаров также сократилось (-0,3% SA). В то же время продажи продовольствия увеличились (+0,3% SA). В целом оборот розничной торговли сложился на уровне предыдущего месяца.
При этом в годовом выражении снижение розничной торговли ускорилось до 3,1% (в октябре: -1,4%9; рис. 22) из-за эффекта высокой базы ноября 2019 года10.
Оперативные индикаторы. В первые три недели декабря 2020 г. оперативные индикаторы свидетельствовали о замедлении спада потребительской активности. Спрос на непродовольственные товары и услуги активизировался в преддверии праздников, что особенно было заметно в сегменте продаж авиа- и железнодорожных билетов, а также туристических путевок. Значимым фактором поддержки спроса является продолжающееся замещение зарубежных трат внутренними. Вместе с тем из-за сохранения ограничительных мер и падения доходов населения потребительский спрос в декабре в целом останется ниже уровня предыдущего года.
Прогноз ВВП.
Произошедшее ухудшение эпидемической обстановки, частичный возврат ограничений и слабый внешний спрос оказывают сдерживающее влияние на деловую активность в российской экономике. Однако его масштаб существенно меньше, чем в II квартале, что связано с точечным характером ограничительных мер и адаптацией граждан и предприятий к новым условиям. По оценкам Банка России, в 2020 г. снижение ВВП может составить около 4%. При этом устойчивый рост возобновится весной 2021 г. по мере нормализации ситуации с заболеваемостью. В 2021 г. Банк России прогнозирует рост ВВП в диапазоне 3,0 – 4,0%.
1Оценка Банка России. Отражает динамику производственной активности по базовым видам экономической деятельности (промышленность, сельское хозяйство, оптовая и розничная торговля, строительство, транспорт). Из-за запаздывания данных по оптовой торговли рассчитывается в двух вариациях: с учетом оптовой торговли и без нее.
2Значение индикатора без учета оптовой торговли в ноябре составило -2,2% (в октябре: -4,1%).
3 С исключением календарного и температурного факторов.
4 Как с учетом календарного фактора, так и без него: в ноябре 2020 г. количество рабочих дней было таким же, как и в ноябре 2019 года.
5 Индикатор бизнес-климата Банка России отражает фактические, а также ожидаемые изменения в сфере производства и спроса, определяемые на основе оценок предприятий – участников мониторинга.
6Основной вклад вносили НКО.
7 Оплата труда госслужащих ежегодно индексируется с учетом инфляции предыдущего года. Так, в 2018 г. инфляция составила 4,3%, а в 2019 г. – 3%.
8 См. информационно-аналитический комментарий «Динамика потребительских цен», № 11 (59), ноябрь 2020 года.
9 Росстат пересмотрел вверх (примерно на 1 п.п.) годовую динамику оборота розничной торговли в июле-октябре 2020 года.
10 См. информационно-аналитический комментарий «Экономика», № 11 (47), ноябрь 2019 года.
Дата отсечения данных – 23.12.2020.
Электронная версия информационно-аналитического комментария размещена на официальном сайте Банка России.
Материал подготовлен Департаментом денежно-кредитной политики.
Фото на обложке: Н. Чернышева, Банк России.
© Центральный банк Российской Федерации, 2020.