До 25 % транспортных затрат сервисных компаний, обслуживающих газовое оборудование, помогает снизить использование интернета вещей (IoT) и цифровых технологий индустрии 4.0. Опыт локдауна показал, что такая цифровизация позволяет расширить спектр услуг для конечных пользователей и создать конкурентное преимущество для подобных организаций.
До недавнего времени считалось, что IoT в России — незначительная ниша, востребованная лишь небольшим количеством «техногиков». Однако недавний карантин дал понять: интернет вещей не только популярен, но и активно развивается, принося выгоду и владельцам умной техники, и обслуживающим организациям. Особенно ярко это проявилось в достаточно консервативной сфере бытового газового оборудования, где внедрение систем удалённого доступа за неполный год выросло на 10 %.
«В начале 2020 года, когда мы стали поставлять в Россию систему Frisquet Connect Pro, которая позволяет сервисному специалисту полностью или частично (по решению хозяина) контролировать и управлять котлами удалённо, — рассказывает Армен Калинин, директор по экспорту Frisquet, ведущего французского производителя отопительного оборудования, — мы не ожидали, что она сразу будет востребованной. Однако локдаун изменил ситуацию кардинально: возможность постоянного контроля со стороны мастера оказалась серьёзным аргументом в пользу такой формы IoT. В итоге мы видим рост продаж этих систем на 10–15 % и соответственное изменение подходов обслуживающих организаций. Благодаря удалённому контролю нагрузка на мастеров снижается, есть возможность более точного расчёта необходимого запаса расходников и комплектующих, наблюдается заметное (по нашим оценкам, до 25 %) уменьшение транспортных расходов».
Дополнительным аргументом для приобретения систем удалённого управления котлом является простота монтажа. Сам модуль по размерам сравним с мобильным телефоном, а для начала работы его достаточно подключить к модему с помощью кабеля или Wi-Fi.
«Возможность удалённого контроля газового оборудования, — считает Леонид Былинин, заместитель генерального директора подмосковной монтажно-сервисной компании «Хаустек», — позволяет оптимизировать трудозатраты и повысить общую безопасность эксплуатации котлов. Если раньше владелец теплогенератора мог среагировать только по факту возникновения проблемы — вызвать мастера, дождаться его оценки, необходимых запчастей, то теперь эксперт видит текущие и предупреждающие ошибки своих “подопечных” ещё до развития неприятных последствий. Кроме удобства пользователя, это существенно снижает количество поездок специалистов: зная о проблеме заранее, можно оптимизировать маршрут и заказать определённые детали».
На сегодняшний день перспективы быстрого развития IoT, и в частности в эксплуатации газового оборудования, выглядят очень оптимистично. Единственным, пожалуй, ограничением является глубина проникновения интернета: даже в ближайшем Подмосковье и пригородах других городов-миллионников есть зоны, где нет высокоскоростного покрытия. В Московском регионе, например, они составляют около 10 % территорий. Однако в большинстве случаев эту проблему можно решить, используя различные методы усиления сигнала.
«Правильно расположенная уличная антенна с возможностью большого, около 30 дБ, усиления сигнала в сочетании с GSM-репитером, — поясняет Николай Груздев, инженер по коммуникационному оборудованию, — эффективно решает задачу функционирования интернета вещей в системах smart house. В принципе для нормального обмена данными между умными устройствами, такими как котлы, и, например, смартфоном сервисного специалиста вполне достаточно скорости соединения около 3–5 Мбит в секунду. Более того, этого хватает и для обычного интернет-серфинга, включая просмотр видео в неплохом качестве».
Хотя, по оценке агентства Forrester Research, количество умных домов в России невелико — менее 1 млн, то есть около 1,5 % от общего числа домохозяйств, сегодня это один из самых быстрорастущих сегментов. Так, по прогнозу немецких экспертов, к 2022 году проникновение технологий smart house в нашей стране увеличится в 4–5 раз. Поэтому бизнес, связанный с обслуживанием сложной техники и готовый использовать возможности интернета вещей, уже сейчас получает конкурентное преимущество за счёт сокращения непроизводственных затрат, а в ближайшей перспективе оно будет увеличиваться кратно.