23 декабря в МИА "Россия сегодня" состоялась онлайн-конференция "Доказательный подход в исследованиях образования и социальной сферы".
Метод доказательного подхода — это отбор социальных практик (программ, методик, любой систематизированной, направленной на достижение определенной цели, деятельности) при помощи стандартизованного исследования, замера их эффективности на основании конкретных результатов. Доказанная эффективность — это показатель реальной отдачи, зримого эффекта применения социальной практики.
Этот метод изначально использовался в медицине, например, для решения вопроса об эффективности того или иного препарата. В настоящее время доказательный подход находит более широкое применение в других сферах, поскольку позволяет оперативно выявить, описать и тиражировать действительно работающие инструменты достижения поставленных целей.
Как подчеркнул в начале встречи Президент МГППУ Виталий Рубцов, сегодня особенно востребовано использование доказательного подхода — пандемия выявила проблемы в частности, в работе с уязвимыми категориями граждан. Особое внимание этому вопросу уделено в мероприятиях, проводимых в рамках Десятилетия детства, которые теперь будут включать в себя выявление и систематизацию социальных практик с доказанной эффективностью.
Ректор МГППУ Аркадий Марголис продемонстрировал значение доказательного подхода в исследованиях образования, обратившись к слушателям с, казалось бы, простыми вопросами: какая программа обучения детей дошкольного возраста обладает наибольшим развивающим эффектом? Какая программа подходит детям, имеющим определенные особенности развития? Какая программа профилактики девиантного поведения детей старшего подросткового возраста обладает максимальным эффектом, связанными с позитивной социализацией этих детей? На эти и другие важные вопросы может ответить применение метода доказательного подхода. Особенностью этого подхода (в отличие от экспертного мнения) является его объективность — оценка программ происходит по разработанным критериям, на основании стандартизованных исследований. Также Аркадий Аронович отметил, что в эти исследования должны быть включены разные регионы и программы должны апробироваться в различных условиях. МГППУ ведет активную деятельность в этом направлении и сотрудничает с региональные образовательными организациями.
Профессор МГППУ Галина Семья рассказала о текущей работе по отбору и систематизации эффективных практик. Она также подчеркнула, что важно сразу же учить доказательному подходу специалистов. Это реализуется, в частности, в магистерской программе МГППУ «Опека и попечительство в отношении несовершеннолетних» факультета «Психология образования» МГППУ.
В заключение встречи руководитель Центра доказательного социального проектирования МГППУ Татьяна Подушкина выразила надежду на то, что благодаря методу доказательного подхода мы вступим в эпоху, когда наука встретится с практикой.