Такой тезис прозвучал на заседании Совета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию потребительского рынка на тему: «Цифровая маркировка и система прослеживаемости товаров: фармацевтическая и молочная отрасли, индустрия воды, потребительский рынок». Участниками дискуссии стали представители органов государственной власти, отраслевых объединений и бизнеса.
Процесс внедрения маркировки должен носить предсказуемый, хорошо организованный и продуманный характер без нанесения большого ущерба бизнесу. Об этом сообщил президент Торгово-промышленной палаты РФ Дмитрий Курочкин. «Мы выступали с предложением провести оценку регулирующего воздействия проекта методики определения отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке. Важно, чтобы принятие решений об установке правил игры и их корректировки проходил прозрачно», - отметил он.
Введение цифровой маркировки должна применяться исключительно в тех отраслях, где действительно есть проблема высокой доли нелегальной продукции. А видеть это и требовать от государства защитить рынок, добросовестных производителей и потребителей их продукции от нелегальных товаров могут отраслевые Союзы и Ассоциации, заявил председатель Союза потребителей РФ Петр Шелищ. «Мы предлагали вводить обязательную цифровую прогрессивную маркировку там, где ассоциации, включающие не меньше трети участников конкретной отрасли, считают, что этому сегменту рынка нужна такая защита. В ряде отраслей, где высокая доля контрафакта и контрабанды, маркировка действительно актуальна, но в продовольственных товарах это абсолютно не так. Продовольственная сфера и так достаточно защищена, здесь нет проблем», - отметил спикер.
Этот тезис поддержал президент Союзнапитки Максим Новиков, отметив крайне низкий уровень нелегального оборота в отрасли производства упакованной воды. По официальным данным Роспотребнадзора, опубликованным 5 октября 2020 года, в первом полугодии 2020 года нарушения в данном сегменте составили не более 1,9%. Дополнительные затраты на закупку и обслуживание оборудования для нанесение цифровой маркировки могут стать серьезным обременением для малых предприятий.
«Малый бизнес, который составляет 90% рынка производителей упакованной воды, в год введения маркировки почувствует снижение прибыли на 95%, что повышает риск банкротства. Для средних предприятий прибыль упадет на 45%, а для крупных - на 25%. Важно понимать, что затраты на закупку оборудования могут быть компенсированы в результате ликвидации незаконного товарооборота - за счет заполнения добросовестным бизнесом освободившейся доли на рынке. Но с учетом низкого уровня теневого сектора, дополнительной прибыли от освоения новых каналов сбыта не ожидается. Поэтому и не получается положительного финансового эффекта для предприятий от введения маркировки», - заявил президент Союзнапитки.
Точный анализ масштабов проблемы контрафакта и того эффекта, который получит отрасль от введения маркировки, должен быть основой при включении новых отраслей в систему, считает исполнительный директор «Русбренд» Алексей Поповичев. «Любая борьба с контрафактом должна быть целесообразной: цена этой борьбы не должна превышать стоимость проблемы, с которой мы боремся. Главный вопрос – как будет устроена система борьбы с контрафактом, ведь цифровая маркировка не является панацеей. Если посмотреть на систему распространения контрафакта, то увидим, что оборот такой продукции происходит в нелегальной рознице, а легальный рынок чист от контрафакта», - отметил он. При этом оператор маркировки, не являясь надзорным или контролирующим органом, не сможет проверить, какую продукцию производит предприятие – контрафакт или нет.
Олег Павлов, председатель «Общественной потребительской инициативы», допустил некорректное замечание, что только недобросовестный бизнес сопротивляется введению маркировки, получив критику участников дискуссии: именно добросовестный бизнес заинтересован в развитии отрасли и обеспечении населения качественной продукцией. При этом маркировка должна быть целесообразной для конкретного сегмента, а система – эффективной и проработанной.
«Мы считаем, что необходимо остановить процесс маркировки на лекарственном рынке, чтобы не образовывался дефицит товаров. Считаем, что оператору также необходимо доработать систему маркировки, устранить ошибки и только после этого внедрять среди участников рынка, чтобы не допустить сбоев в будущем. Также необходимо ввести ответственность оператора за сбои. Сегодня бизнес несет колоссальные убытки, а оператор на это никак не реагирует», - подчеркнул генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев.
Президент Союзнапитки Максим Новиков отметил, что до окончания эксперимента целесообразно задаться вопросом о существенном продлении сроков его проведения, с учетом отсутствия в числе участников крупных производителей, для которых на сегодняшний день не существует технического решения для введения маркировки.
Повременить с маркировкой предложил и председатель Комитета по корпоративной социальной ответственности и демографической политике Российского Союза промышленников и предпринимателей Давид Якобашвили. Бизнесу надо дать время восстановиться от последствий экономического кризиса и связанными с пандемией коронавируса ограничениями. «В России сегодня столько контролирующих и проверяющих организаций, сколько в Советском Союзе не существовало. Я против введения маркировки в молочную, соковую или водную промышленность. Она не поможет определить качество или содержание товара. Это делают другие проверяющие организации. Выгоду от маркировки получает частное лицо, а не государство, поэтому лучше от нее не станет», - отметил он.
В целом, участники мероприятия отметили, что диалог между властью и бизнесом существует. Обсуждение маркировки КИЗ, необходимости подведения итогов и анализа результатов маркировки некоторых сегментов рынка, а также поиска технических решений продолжится.
«На потребительском рынке основными факторами эффективной работы бизнеса являются платежеспособный спрос, наличие товаров и услуг и скорость реагирования на изменяющийся спрос. Пока из этих трех направлений введение цифровой маркировки оказывает либо негативный эффект, либо тормозящий. Мы хотим видеть, чтобы диалог между властью и бизнесом проходит адекватно, и позиция бизнеса принимается во внимание», - подытожил председатель Совета ТПП РФ по развитию потребительского рынка Александр Борисов.