Анатолий Карнаухов – финалист первого Всероссийского конкурса проектов в сфере креативных индустрий Art Team. Передвижной «Автобус-театр», придуманный им совместно с актерами томского театра «Лес», вошел в топ-20 проектов конкурса по результатам питчинга финалистов.
О том, как появилась идея создать новый мобильный формат для театрального искусства, как он реализуется в Томской области и каким авторы проекта видят его развитие – в нашем интервью с Анатолием Карнауховым.
- Как зародилась идея создания проекта? В чем состоит его уникальность?
В ноябре 2019 года в арт-мастерскую «Золотой воробей» в Томске, где у меня находится небольшая кофейня «Ку-ку кофе» зашли Наташа Банникова и Федор Татарский – актеры театра «Лес». Они на тот момент уже долгое время ставили необычные семейные спектакли в местном зрелищном центре «Аэлита». Поскольку наше пространство необычное – отреставрированная столетняя мебель, картины и предметы интерьера — они решили попробовать прочитать серию сказок Сергея Козлова про того самого ежика в тумане. Так, до весны у нас прошло несколько спектаклей в окружении сугробов и елок. Поскольку я постоянно так или иначе помогаю творческим людям – снимать видео или организовывать концерты, то начал задумываться, чем помочь ребятам, чтобы расширить их аудиторию, найти новый формат для семейного досуга. Примерно в это же время за чашкой кофе с друзьями – Ольгой Бабкиной и Евгенией Суходолиной – начали обсуждать необычные форматы городских мероприятий. В общем, слово за слово – родилась идея проекта «Трамвай-театр». Суть — запустить спектакли в городском трамвае по выходным. Наташа с Федором нашу идею поддержали и приступили к поиску произведения, которое бы передало дух и ритмы трамвая. Они его нашли – цикл сказок «Кибериады» Станислава Лема с необычными героями-изобретателями Трурлем и Клапауцием. Потом к нашей команде присоединилась видеомейкер Елена Лежинина. Информационным партнером стало известного городское издание «Томский обзор», которое активно пишет про креативные проекты Томска.
- Является ли работа над проектом вашей основной деятельностью? Если нет, чем вы занимаетесь и как вам удается совмещать?
Основная моя деятельность связана со сферой общественного питания. У меня несколько маленьких кофеен под брендом «Ку-Ку Кофе». Поскольку удается так или иначе постоянно общаться с огромным количеством творческих людей, я активно включаюсь в коллаборации и креативные проекты. Я считаю, что помимо какой-то основной деятельности нужно заниматься социальными проектами. В частности, связанными с развитием культурного досуга, популяризацией семейных театров и поддержкой талантов.
- Проект может быть реализован только в вашем родном регионе или его концепция жизнеспособна и для других субъектов?
За время работы с экспертами Art Team мы пересмотрели наш проект: решили делать передвижной театр, потому что рельсы и трамваи есть не в каждом населенном пункте. Так проект трансформировался в «Автобус-театр». У жителей отдаленных территорий, к сожалению, выбор досуга ограничен. Да, в домах культуры проходят мероприятия, есть кинопоказы, но хочется чего-то нового. Передвижной формат позволит небольшим творческим коллективам, а это могут быть не только актеры, но и музыканты, приезжать с выступлениями прямо «в поле». Сейчас мы ограничены в передвижениях из-за эпидемиологической обстановки, но к нашим первым гастролям уже готовы присоединиться другие люди.
- Каким вы видите дальнейшее развитие вашего проекта?
Запустить такой передвижной формат, в котором разные креативные люди могут поделиться своим творчеством не только в городах, но и в деревнях и селах. Пусть это будет формат автобус-шеринга, когда можно уехать на гастроли вместе с единомышленниками. Мы верим, что появится концепт реального передвижного автобуса с театральной сценой. Мы также обсуждали, что было бы неплохо провести фестиваль для небольших семейных театров, поскольку зачастую о них знает лишь небольшая аудитория.
- Откуда вы узнали про Art Team и почему приняли решение участвовать в конкурсе?
У меня много друзей, кто занимается развитием проектов в сфере креативных индустрий, мы все подписаны на те или иные тематические паблики и страницы. Увидели новость, что проходит конкурс, можно принять участие в отборе и доработать свой проект в рамках акселерационной программы. Поскольку мы только продумали все концептуально, то решили воспользоваться возможностью. В итоге попали в топ-80 проектов, прошли онлайн-программу и попали в Москву на очный интенсив в рамках «Российской креативной недели».
- Насколько ценными для вас оказались приобретенные во время обучения в проекте Art Team знания и навыки?
Для нас очень полезным стало понимание процесса запуска креативного проекта. Как сделать его социальным, учитывая при этом и бизнес-составляющую, чтобы зарабатывать деньги и не останавливаться в развитии. Получили обратную связь от экспертов и участников из разных регионов РФ, общаемся с ними уже за пределами программы. А также по возможности включаемся в мероприятия Роскультцентра, чтобы рассказывать о возможностях программы потенциальным участникам и партнерам.
- Кому бы вы порекомендовали обучение в Art Team?
Идея Art Team – мыслить глобально, поэтому, на мой взгляд, программа не для одноразовых инициатив, а для системных и долгосрочных проектов в сфере креативных индустрий. Ценность программы в том, что здесь учат масштабировать идеи и запускать серию мероприятий, находить партнеров и объединяться ресурсно. Неважно, у вас только идея, или вы уже сделали первые шаги – если ваш проект связан с креативными индустриями, Art Team поможет продвинуться дальше.
- Поделитесь советом с теми, кто пока еще не определился нужно ли начинать свое дело и вкладывать в это время, деньги и усилия.
Чтобы добиться успеха, нужно пробовать, участвовать и развиваться. Ничего не приходит просто так.
Проект Art Team реализуется Роскультцентром и АНО "Центр кинофестивалей и международных программ" при поддержке Фонда президентских грантов.
Лебедянь Липецкой области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.