Проблема безопасности пешеходов на тротуарах и пешеходных переходах через дороги в населенных пунктах Псковской области каждый год становится все острее. Причина в пришедшей в негодность системе уличного освещения, а кое-где и в ее отсутствии: жители регулярно жалуются на темные улицы и пешеходные переходы, которые нередко становятся причиной ДТП, в том числе и со смертельным исходом. Решением проблемы может стать установка новых светодиодных светильников на неосвещенных или плохо освещенных участках дорог, указывают эксперты холдинга GS Group, ведущего российского разработчика и производителя электроники.
Стоимость замены светильников на территории населенных пунктов Псковской области составит 173 млн рублей, подсчитали в аналитическом центре GS Group. Именно такие инвестиции потребуются для закупки и установки 12,5 тыс. энергосберегающих светодиодных светильников российского производства в более чем 44 населенных пунктах Псковской области. Это в 2,7 раза меньше, чем стоимость проекта модернизации уличной сети освещения в Пскове, который был реализован городской администрацией в 2019 году в рамках энергосервисного контракта. Власти Пскова заключили энергосервисный контракт на замену 10,5 тыс. устаревших газоразрядных, натриевых и ртутных светильников на светодиодную продукцию нидерландской транснациональной корпорации Philips, стоимостью 470 млн рублей, однако, по мнению горожан, пользы городу это не принесло.
Жители регулярно обращаются в администрацию Пскова с жалобами на отсутствие освещения в том или ином районе города: так, псковичи указывают, что темно даже у местной достопримечательности – Псковского кремля, без света остаются десятки дворов, улиц, пешеходных переходов, а 8% территории города вообще не охвачены освещением. С аналогичными жалобами и просьбами сделать улицы светлыми обращаются в местные органы власти жители и других населенных пунктов Псковской области. Плохое освещение не только создает неудобства для людей при передвижении в темное время суток, но и делает их небезопасными для жизни и здоровья. Особенно это касается пешеходных переходов и обочин в деревнях и поселках. Муниципалитеты предпочитают экономить на электричестве, особенно в промежутках пока сменят перегоревшие лампы. По этой логике разбитые лампы даже лучше, чем внедрение энергоэффективных решений. В силу ограниченного городского бюджета многие органы местной власти принимают решение об отключении части уличного освещения в ночное время. Жертвой подобной попытки сэкономить иногда становятся целые улицы, оказывающиеся в полной темноте в самые поздние часы.
А в это время, плохое освещение становится причиной ДТП, например, в марте 2020 года на темном пешеходном переходе погибла пенсионерка, жительница Пскова. Ранее же недостаточное освещение называл в качестве причины большого количества ДТП на одном из участков оживленной региональной трассы глава УГИБДД по Псковской области.
Главная причина того, что современные энергоэффективные технологии до сих пор не внедрены в недостаточной информированности заказчиков, считают в GS Group. Многие не понимают, как работает энергосервис, какую экономическую выгоду он приносит, не хотят в этом разбираться и не рассматривают такую модель инвестиций. Между тем энергосервисный контракт – это простой инструмент. Новые светильники устанавливаются исполнителем за свой счет, и заказчик начинает сразу же им пользоваться. Возврат инвестиций осуществляется в течение срока контракта из сэкономленных средств. После окончания энергосервисного контракта учреждение само начинает получать выгоду: в среднем, экономия затрат на электроэнергию составляет 40-60%.